Обучение
Вопрос:Здравствуйте, Александр Владимирович! Моей девочке 5 лет. В садик мы не ходим. Когда ей было 2,5 года мы с мужем переехали зарубеж по приглашению работать, а девочку оставили у бабушки, чтобы забрать, как только устроимся. К сожалению, по тем или иным причинам забрать её мы смогли только спустя 6 (!) месяцев. Мне до сих пор больно вспоминать об этом... За это время девочка очень привыкла к бабушке. После того, как мы привезли её в новую страну с другим климатом, языком и другими людьми, начались проблемы: она тосковала сильно не только по бабушке, но и по своему городу, дому, комнате... Адаптация к новой жизно проходила долго и тяжело... Хотя на фоне всего этого она была счастлива в определенные моменты: поездка на море, поход в игровые залы... Кризис миновал, но вот в садик уже не успели. Здест с 4 лет детей отправляют в школу. Мы решили сделать это с 5 лет, чтобы её подготовить. И тут новая проблема. Ей нравится рисовать, она смышленная девочка, с хорошей памятью. Только вот не могу вызвать интерес к учебе. В наши 5 лет мы не умеем читать, меня это расстраивает. Буквы запоминает только по картинкам. Без них она узнает только первые 2. Я сейчас беременна вторым и порой мне трудно совладать своими эмоциями. Стала срываться на ней во время занятий. Подскажите, как вызвать интерес к учебе, чтобы в следующем году (этот мы уже потеряли) она смогла поступить в школу?  Заранее спасибо.
Ответ:Уважаемая Loka! Во-первых, имейте в виду, что причина повышения вашей раздражительности в резком увеличении концентрации прогестерона в крови. Учитывайте это обстоятельство и не вините себя. Далее, для многих детей мотивация к обучению кроется в личности учителя и взаимодействии с другими детьми. Так что Ваши с ней совместные занятия и Ваши повышенные ожидания могут иметь результатом снижения интереса к учебе. Не спешите и не требуйте от дочки рекордов. Лучше подмечайт, чем ей интересно заниматься и развивайте именно это. Например, если ей не нравится учить буквы, можно слушать аудиокниги и аудиопередачи для детей, заучивать и пересказывать. Может быть ее исследовательский интерес раскроется в изучении запахов: можно купить набор эфирных масел и отгадывать по памяти запахи. Существуют еще музыка, лепка. Можно изучать геометрию для детей, используя ее тягу к рисованию. В любом случае делайте акцент на радость от процесса познания, а не на результатах. Это позволит дочке сформировать позитивную мотивацию к учебе как к чему-то интересному, творческому и свободному, а Вам - сохранять спокойствие и уверенность. Кроме того, помните, что множество великих людей посредственно учились в школе, но зато сохранили страсть к свободному творчеству и любимому делу.
Вопрос:Добрый день, Александр Владимирович! Моему сыну 5 лет. У нас возникают проблемы с обученем, вернее не с запоминанием букв и цыфр, а с нежеланием заниматься и причем это нежелание очень стойкое, никакие хитрости не помогают. Два года мы ходим в детский клуб, там он занимается и даже есть успехи, но дома... и еще он совсем не играет один, может у него с воображением что-то не так? Как я могу скорректировать эти две проблемы? Подскажите пожайлуста Заранее благодарна
Ответ:Уважаемая Лиля! У Вашего ребенка сильно развит мотив общения со сверсниками, что для этого возраста - норма. С этим и связаны описанные Вами «проблемы». Ничего корректировать не надо. Старайтесь принимать ребенка таким, каков он есть, помогая ему больше и интереснее общаться. Искусство общения - вот что для него сейчас важно.
Вопрос:Дочери исполнилось 6 лет. Два года занимается гимнастикой. Полгода тому назад перешли к новому тренеру и она начала писаться днем. Сдали все анализы все впорядке.Неврапотолог говорит что это стрес.Подскажите как нам себя с ней вести. Спасибо
Ответ:Уважаемая Ольга! Я бы сделал перерыв в занятиях или поменял теренера и посмотрел на результат. Невропатолог прав. Основная стратегия поведения - снизить требования, побольше ласки и веселья в общении с родителями
Вопрос:У меня дочь 6,5 лет. С самого ее рождения мы живем вдвоем, общения с родственниками не имеем. Дочь ходит в 1 класс. Бывший муж предложил отдать ее со 2 класса в элитную школу в Москве, откуда я смогу ее забирать только на выходные.причем в ночной группе будет только она одна. Подскажите, что лучше для ребенка в этом возрасте: хорошее образование, вдали от семьи или обычная школа, но с материнским теплом и воспитанием?
Ответ:Уважаемая Валерия! Все зависит о того, насколько дочери понравится школа, какова образовательно-педагогическая политика школы и, самое главное, личности преподавателей. Ночевки в одиночестве - безусловный минус. Идеальный вариант: 1. Перевод в школу-пансион не со второго, а с пятого класса. 2. Если раньше - без начевки. 3. Первое ознакомление со школой произвело на дочь благоприятное впечатление. 3. Наличие ярких личностей, вызывающих восхищение у дочери (это фактор очень важен, т.к. наличие достойных наставников вне семьи, предоставляющих взрослеющей девочке модели поведения - личный пример - а также возможные варианты будущих профессиональных увлечений невозможно переоценить). Через пять лет она станет подростком и начнет искать авторитеты, возможно на улице. Впечатляет? 4. Наличие приоритетов в образовательной политике, а также конкретных программ, развивающих такие качества как независимость, уверенность в себе, доброжелательность, терпимость и навыки сотрудничества. Чем больше авторитарности, тем менее интересна такая школа. Вообще идея хорошая, надеюсь, Вы поблагодарите отца дочки за заботу, будете искать варианты (подобных школ много, рекомендую посмотреть рейтинг школ и изучить кретерии их оценки) и не будете торопиться. Но главное - выбирайте вместе с дочкой. Если ребенок с удовольствием ходит в школу - значит все впорядке, если нет - надо что-то менять, иначе можно навсегда потерять любовь к знаниям, а вместе с ней - будущее.
Вопрос: Здравствуйте, Александр Владимирович! Моему сыну 3 с половиной года. Я стала замечать, что у него полностью отсутствует желание заниматься развивающими занятиями, т.е. собирать пазлы, играть в настольные игры (лото, домино и т.д.), учить буквы, разукрашивать картинки. Единственное, что любит, это чтение сказок перед сном. В остальное же время предпочитает игры подвижные (мяч, велосипед, различные автоматы, пистолеты, машинки и т.д.)или ролевые ( больничка, магазин). Я очень переживаю по этому поводу, хочется ведь дать ребенку как можно больше знаний. Я покупаю развивающую литературу,раскраски, игры, стараюсь заинтересовать его в игровой форме, но все напрасно.Больше всего меня беспокоит, что у ребенка отсутствует интерес к рисованию, до сих пор даже карандаш держит неправильно. Как быть в данной ситуации?
Ответ: Уважаемая Яна! Не переживайте, ребенок - кинестетик. Кроме того, у детей разные пути развития. Может быть любовь к рисованию неожиданно придет, например, в 8 лет. Предлагайте разнообразие, но не настаивайте на том, к чему пока нет интереса. Всему свое время, главное сейчас - Ваша любовь и ласка.
Вопрос:Здравствуйте, Александр Владимирович! Помогите разобраться с моим вопросом. У меня 2 детей: дочь 5,5 лет и сын 3,5 года.  С 3 лет вожу дочку на разные развивающие кружки, что мы только не перепробовали.. Но проблема в том, что после 3-4 занятий она придумывает разные причины, чтобы не пойти: то она устала(в принципе, это вполне возможно, потому что как правило занятия бывают после садика), то ей не нравится преподавательница, то дети в группе.. Начинается все одинаково: она умоляет отдать ее на танцы, фиг. катание, рисование и т.д. А затем бросает.. Сейчас Аня ходит только на англ язык, я так думаю потому что занятия индивидуальные и она получает все внимание своей учительницы, которую просто обожает. Моя мама говорит, чтобы я не \\\"нагружала ребенка\\\", хуже всего , что она говорит это в присутствии дочки и Аня , чувствуя поддержку, постоянно твердит о том, что она устала. Я сама считаю, что ребенка необходимо водить на разные кружки и постепенно приучать к дисциплине и организованности(а то вырастет такая же лентяйка , как я :) )Тем более, что сама я врядли дам ей такие разносторонние знания и навыки, как профессионалы. Подскажите, стоит ли настаивать? Ведь мне кажется, что дело все же в ее лени. А второй вопрос касается сына(3,5 года). В принципе, мальчик достаточно развитый, но очень неусидчивый. Он занимается только тем, что ему интересно. Задания, которые ему задают в дет. саду выполнять отказывается, говорит, что устали ручки. Готов собирать-разбирать конструктор, \\\"ремонтировать\\\" машины, но рисовать, раскрашивать, учить стихи терпеть не может и просто отказывается это делать. Я не могу сказать, что меня это сильно беспокоит, потому что я вижу, Сашка вполне сообразительный, развитый мальчик, но много всяких мамочек, у которых дети знают уже весь алфавит, умеют читать и считать , иногда меня своими разговорами задевают :) Так что вопрос в принципе тот же: стоит ли настаивать?
Ответ:Уважаемая Анастасия! Не стоит, ни в первом, ни во втором случае. Ребенок нормально развивается только тогда, когда занимается чем-либо с интересом. Увлечение и радость - необходимые спутники здорового обучение. К сожалению, часто недостаток фантазии и даже квалификации педагоги пытаются компенсировать принуждением. Это недопустимо. Лень является следствием не столько неорганизованности и недисциплинированности, сколько потери интереса к познанию и естественного для человека чувства любопытства, раздавленного принуждением и бессмысленной муштрой. Именно по этой причине большинство старшеклассников тошнит от школы, которая на прочь отбивает всякое желание узнавать что-либо стоящее. Отталкивайтесь от того, что интересно детям. Интересно конструирование - можно нарезать строчки из стихов и складывать их нужном порядке, можно сложить из частей объемную букву и т.д. Кроме того, ребенок должен иметь право попробовать разное и выбрать для себя занятия по душе, соответствующие его природным наклонностям. Если его любопытство зацепится еще за какое-нибудь занятие, то, кроме пользы от самого занятия, у Вас появится еще одна опора, от которой можно оттолкнуться в развитии любви ребенка к пока еще нелюбимым способам познания. Например, если его заинтересуют насекомые, то их совместное с Вами исследование на природе можно продолжить Важно также и Вам и бабушке понять, что правильно организованное занятие - это развлечение для ребенка, если складывается впечатление, что ребенок «нагружен», то либо ему внушили эту мысль и он манипулирует Вами используя бабушку (дети это ужасно любят), либо что-то не так с методикой преподавания. Попросите бабушку не провоцировать ребенка, признавая, что действительно возможна «перегрузка» при неправильном преподавании, а сами займитесь тем, чтобы превратить занятия в радостное удовлетворение детского любопытства.
Вопрос:Уважаемый Доктор! Я педагог-дошкольник почти с 20-ним стажем. Сейчас занимаюсь подготовкой детей к школе. У меня занимается 6-летняя Оксана. Оксана добрая, вежливая, здраво рассуждает, любит посмеяться, рассказывает интересные истории из жизни, очень старательная, внимательно слушает материал, но запоминает с большим трудом. Например: Тема занятия «Цифра 4». Оксана рисовала геом. фигуры по 4 шт. каждую, разукрашивала 4 цветочка, 4 мышки ….., написала строчку цифры 4. Следующим заданием было посчитать кружочки. *+*=2 ***+*=4 ** +**=4  Оксана долго не могла взять в руки указанное количество кружков. Потом считала медленно, но правильно. Вот и последний пример посчитала, но написала ответ не 4. а 3. спрашиваю у нее: «Какая это цифра?» Ответ: 6. Я: А мы уже учили цифру 6? Ответ: Нет. Я: Подумай, какая это цифра. Ответ: 5. Я: Мы учили цифру 5? Ответ: Нет. Я: Будь внимательна, сколько будет 2 кружочка + 2 кружочка? Ответ: 2. Я: Оксана, посчитай еще раз. Ответ: 4. Я: Хорошо, а ты какую цифру написала? Ответ: 4. Я: Тогда как называется вот эта цифра (показываю 3)? Ответ: 4. Я: (показываю две цифры 3 и 4). Получается что это 4 и это 4, так? Ответ: нет.  Я: А какая это цифра (показываю 3)? Ответ: 3.  Я: Правильно. А это? Ответ: 4.  Я: Правильно. Так сколько будет 2 кружочка + 2 кружочка? Ответ: 4.  Я: Напиши 4. Написала правильно.  Можно было бы подумать, что ребенок не запомнил цифру с первого занятия. Но сложность ситуации заключается в том, что мы учили цифры, что называется по второму кругу. Начиная с нуля, и вот дошли снова до 4. (6 занятий первоначально и 6 занятий повторно).  Второй пример: Я диктую слова, а Оксана пишет. «Мама», «сом», «оса». Пока девочка писала «ос», она забыла слово. Наводящие вопросы не помогли. Она так и не вспомнила, что надо написать.  Мне трудно передать, как она читает. По отдельности она путает буквы уже редко, но слог может прочитать буквами, которых нет. Например, слог «ни», она читает «мы», «ма», «на». Слово «Ни-на» Оксана не смогла прочитать вообще. Предложение «У ма-мы Ни-на», она читала 7 минут. Пока читала одно слово, забывала другое. Я не могу сказать, что она ленится. Нет. Видно, что ребенок старается.  Не смотря на то, что учеба дается Оксане тяжело, она любит приезжать на занятия. С воодушевлением рассказывает, как делала домашнее задание. Спрашивает: «А мы сегодня будем читать?» И в этом вопросе я не слышу страха или нежелания этим заниматься.  В моей практике такого случая не было. Я обращалась за консультацией к детскому психологу в нашем городе. Но мне посоветовали направить родителей к психологу в поликлинику, а тот уже направит на ПМПК. Родители на днях должны пойти на эту консультацию.  Несмотря на все вышесказанное, я не допускаю даже мысли, что ребенок страдает ЗПР. Как часто встречаются такие случаи? Может быть, есть какие-то методические рекомендации для детей с плохой памятью? Пожалуйста, подскажите, как правильно работать с таким ребенком.  Большое спасибо!
Ответ:Уважаемая Наталья Сергеевна! Большое Вам спасибо за такое подробное описание случая и за Вашу терпеливую работу с малышами. У девочки кроме проблем с кратковременной памятью может быть также нарушено восприятие. Чаще всего это действительно задержка, только не ЗПР, а задержка развития отдельных высших психических функций при сохранности остальных. Для уточнения характера расстройства необходимо нейропсихологическое обследование. Распространенность выраженных случаев - 1-3 процента в популяции ровесников. Часто этому сопутствует заикание, энурез и энкопрез, нарушения сна в анамнезе. Наиболее частая причина - гипоксия в родах. Прогноз чаще всего благоприятный: если удается сохранить мотивацию к учебе, к 10 годам в 80% случаем отставание ликвидируется. Главная методическая рекомендация - терпение педагога (в том числе в школе - необходимо подойти к вопросу подбора первого школьного учителя со всей тщательностью) и систематические занятия на фоне положительных эмоций. Настоятельно рекомендую принимать фенибут. Стоит также иметь в виду, что дети, лишенные внимания в семье, хотя и редко, подобным образам могут симулировать проблему, устраняя тем самым дефицит за счет внимательного и терпеливого педагога.
© 2009 Кузнецов А.В.
Обо мне   Записаться на прием   Отзывы родителей   Советы родителям   Только для женщин!
Карта сайта