Запреты и наказания
Вопрос:Уважаемый Александр Владимирович! Моей дочери 12 лет. Как+то она меня спросила:\\\'Почему бабушка с дедушкой меня учат говорить вежливые слова \\\'спасибо\\\',\\\'пожалуйста\\\',\\\'извините\\\', но сами они эти слова не применяют.  Мы были у них в гостях, там присутствовали родная сестра бабушки и родная сестра дедушки, и бабушка попросила Катю что=то ей передать. Катя отметила, что бабушка не сказала \\\'пожалуйста\\\'. Тетушки стали возмущаться, что ребенок \\\'неправильно\\\' воспитанный, что старшим замечания не делают, тем более бабушке или дедушке. За столом вообще никто никому не должен делать замечания, а недостатки воспитания других не замечать. Об этом я разговаривала со своей дочерью и, чтобы избежать конфликтов просила ее этого не делать, но она говорит, что ничего с этим не может поделать, когда приезжает к ним на каникулы, происходит тоже самое.Теперь за столом Катя сидит тихо, ни с кем не разговаривает и теперь отказывается ездить к бабушке с дедушкой, даже пообедать. Пыталась объяснить тетушкам, что в присутствии родителей детям не делают замечания посторонние люди, если их что=то не устраивает, они должны были в сторонке мне или мужу об этом сказать. Теперь в семье \\\'царит\\\' полное непонимание. Может Вы поможете разъяснить нашу ситуацию? Заранее Вам благодарна. Вера.
Ответ:Уважаемая Вера! Главное, чтобы понимание было между Вами, мужем и Катей. Именно вы втроем (если нет других людей) - ваша семья. Дочка со всей детской непосредственностью отреагировала на лицемерные наставления родственников, которые взяли на себя ответственность судить других в том, в чем сами далеки от идеала. Катя испытывает по отношению к ним смешанное чувство враждебности и сожаления о потерянном доверии и теплоте. Поговорите с дочкой об этом и поддержите ее. Объясните ей, что у каждого есть недостатки. Поговорите о пользе честного и объективного суждения (которым сами тетушки не обладают) и вреде и близорукости черного-белого мышления. Расскажите ей о том, что понять человеческие слабости выгоднее, чем осудить их, что такой подход придает уверенности и делает тебя хозяином положения. Внимательно слушайте дочь и старайтесь найти в каждом ее высказывании то, с чем можно согласиться. Воспитанность - это не подчинение взрослому, и даже не столько хорошие манеры, сколько смелость, открытость, честность, понимание и доброта. Дедушке и бабушке скажите, что Катя сама вольна выбирать с кем ей проводить время и вряд ли она будет стремиться туда, где ее осуждают. Ваша главная задача сейчас - сохранить с дочерью открытые доверительные отношения, даже если для этого потребуется пережить охлаждение отношений с родственниками. Дочке как воздух в этом возрасте нужна поддержка, одобрение и любовь близкого человека. Только так Вы сможете сохранить свое влияние и ключ к ее внутреннему миру, который можно легко потерять под давлением подросткового стремления к эмансипации от семьи.
Вопрос:Добрый день, Александр Владимирович! Вопрос такой - сын 8 лет, 2-й класс, учится неплохо, голова светлая. Проблема в том, что не МОЖЕТ (по-моему, физически)приходить из школы домой после уроков, минуя снежную горку во дворе школы. Один раз пропадал 3 (!!!!) часа. Составленный мной и ОДОБРЕННЫЙ им распорядок дня включает 3 часовую прогулку после обеда и выполненных уроков, но расписание им игнорируется ( не во всех частях, должна заметить).Были разговоры, объяснения почему после школы нужно домой (я работаю, дома сестра или няня с малышом сестры), был ремень. Не помогает. Я исчерпалась. Посоветуйте, что можно предпринять!! Удивляет, что, совершенно точно зная, что ждет его вечером после очередного загула, он ВСЕ РАВНО идет на эту горку!!!!! Я в отчаянии. Пожалуйста, помогите советом. Спасибо. Наталья
Ответ:Уважаемая Наталья! Я не совсем понял, почему так принципиально важно, чтобы ребенок после школы сразу шел домой. По-моему, полезнее отдохнуть после школы, а после сделать уроки. Если Вас расстраивает именно непослушание, то советую Вам приберечь принципиальность для более важных ситуаций (а они, будте уверены, возникнут). Предложите сыну самому составить распорядок дня, а потом вместе его обсудите. Проявите уважение к его мнению и отстаивайте свое - прекрасный повод показать сыну пример того, как надо договариваться. Тогда он поймет, что лучше всего решать конфликты не рукоприкладством и оскорблениями, а путем переговоров. Это очень важный навык для успеха как в карьере, так и в личной жизни, и уж наверняка более важный, чем причины, которые заставляют Вас отстаивать неработающий распорядок. Договоренности хороши, когда устраивают все заинтересованные стороны. Проявленное Вами уважение к его мнению приведет к ответному уважению, повысит самооценку ребенка и силу Вашего влияния на него. А оно Вам понадобится, когда через 3-4 года сына-подростка начнет «заносить на поворотах». Главное очистите свое общение с сыном от обидных высказываний («бестолочь» и пр.)и негативных пророчеств («из тебя ничего не выйдет» и пр.), внимательно выслушивайте сына, не торопясь с советами и поощряя его самого находить решения. Когда злитесь, вместо того, чтобы сказать «Ты такой рассекой» говорите «Я расстраиваюсь, когда нарушают данные мне обещания». Это называется Я-сообщения. Они дают возможность выразить гнев в необидной форме и в тоже время отстоять свои интересы. И еще кое-что. Исследования показывают, что дети предпочитают, чтобы родители их наказавали, чем вообще не обращали внимания. Для них непослушание - отчаяный способ привлечь внимание родителей, удостовериться, что они им не безразличны. Играйте и весилитесь с сыном хотябы 30 минут в день, чтобы устранить возможный дефицит внимания. Уловили мысль? Кроме того, найдите для сына достойного мужчину-наставника (смелого, доброго и увлеченного полезным делом). Это трудно, но стоит того. Учитель, тренер, сосед, руководитель кружка, дядя, дедушка, старший мальчик и т.д.
© 2009 Кузнецов А.В.
Обо мне   Записаться на прием   Отзывы родителей   Советы родителям   Только для женщин!
Карта сайта