Не хочет учиться
Вопрос:
Здравствуйте,Александр Владимирович.Моему старшему сыну 14 лет.Добрый,ласковый.отзывчивый,чувствительный ребенок.Но.Не хочет ходить в школу,хотя ходит,не учится по силам,не читает ничего,не выполняет никаких обязанностей по дому.Это можно было бы назвать ленью,но я чувствую ,что ему не хватает энергии.У меня в детстве были такие же проблемы. В чем проблемы.я приблизительно понимаю.Я развелась с его отцом, когда ребенку было 5 лет.После чего он стал сильно поправлятся в весе.Переживал он ончень сильно,но смирился.Когда ему было 8 лет я второй раз вышла замуж и родила второго сына.Я не могу сказать,что я была во время беременности и после родов внимательна к старшему.у меня были истерики,которые я не могла себе объяснить,а срывалась я на Филиппе(старший сын).Сейчас мои отношения с детьми дружеские и уважительные.Отношения с отчимом ,я бы сказала нормально-хорошие.Я стараюсь вникать в проблемы Филиппа.Но как действовать не очень хорошо понимаю. Поскажите,пожалуйста, какие шаги я могу предпринять в первую очередь и может быть есть книги ,которые могут помочь мне в понимании проблем моего сына. С уважением.Анастасия
Ответ:
Уважаемая Анастасия! Извините за задержку. Вам необходимо, во-первых, показать ребенку спектр возможностей для выбора будущей профессии и позволить ему соприкоснуться с образом жизни людей - представителей этих профессий. Чем шире спектр, тем лучше. Это трудно, требует много времени, но только таким образом можно помочь сыну выбрать дело по душе и таким образом получить необходимые для мотивированного обучения энергию и смысл. Сыну нужен наставник вне семьи. Пофантазируйте. Во-вторых, решите для себя, что вы будете прилагать все усилия для того, чтобы помогать сыну реализовать его разумные желания, но будете требовать того же. Ласково и уверенно объясните это сыну и скажите, что Вы будете стараться, но требуете от него всего двух вещей: хорошо учиться и выполнять свою долю работы по дому (оговорите). Это закон. Каждый должен приносить в клювике свою долю в семью. Пока он не работает, его доля - учеба. Заключите договор и оговорите санкции, чтобы потом не было обид, Вы не нервничали, и не было необходимости прибегать к наказаниям (что почти всегда неэффективно).
Вопрос:
Что делать с подростком, который не хочет учиться? Парню 16 лет, 10 класс. Живут в небольшом городке. В школу ходит, равно как и его одноклассники, отсидеться. Как родителям убедить его в необходимости образования. Сами родители имеют в/о, порядочные, умные люди. Что делать?
Ответ:
Уважаемая Лариса! Что делать: 1. Перестать «пилить» и упрекать сына. Если я лаботряс, зачем стараться, буду продолжать лаботрясничать. 2. Научиться слушать сына, уделять ему внимание, занимаясь с ним вместе тем, что ему интересно. Понять и принять сына со всеми его недостатками. Помочь ему определить в доверительной беседе его интересы и планы на жизнь и как использовать школу для обучения тем предметам, которые ему пригодятся. Вряд ли в этом возрасте удасться возбудить любовь к энцеклопедическим знаниям и образованности как таковой. 3. Поддержка и одобрение, вера в способность мальчика принимать правильные самостоятельные решения творят чудеса. Пусть родители говорят ему об этой вере, о том как они любят его почаще, а также предоставляют ему достаточно свободы. Теплая атмосфера в семье - необходимое условие для передачи сыну правильных ценностей. Иначе - сопротивление и отторжение. 4. Найти наставника - старшего мужчину, влюбленного в свою профессию и способного зажечь энтузиазмом. Это очень важно. Также важная задачи - обеспечить их как бы «случайное» знакомство, чтобы это не выглядело навязчивым. Я знаю об 11-классниках, которые в этом возрасте благодаря влиянию таких людей круто меняли свой образ жизни. Один из этих мальчишек, например, будучи отъявленным двоечником, влюбился в физику в 11 классе благодаря новому учителю физики - настоящему мастеру своего дела, год ночами учился и поступил в МИФИ. Другой, был таким же, потом случайно попал в кружок журналистики, в 18 лет написал роман. 5. Быть информированным и настойчиво бороться с возможной наркозависимостью. Здесь также неоценима роль наставника. Пусть приглашают его друзей домой, даже если они не очень приятны. Информированность дает возможность предупредить беду и вообще быть в курсе интересов сына.
Вопрос:
Во что можно играть с детьми из детдома? Им от 11 до 13 лет. Чем можно их заинтересовать кроме фильмов, компов? Как войти с ними в контакт?
Ответ:
Уважаемый Данил! Заниматься можно чем угодно, от футбола и восточных единоборств до художественной лепки и видеожурналистики. Главное - кто будет заинтересовывать. Основной способ заинтересовать - личный пример заинтересованного тем или иным делом взрослого, способного зажечь энтузиазмом группу ребят. Подросткам необходимо дать возможность удовлетворить свою потребность в славе и геройстве через творчество и групповую деятельность. Им нужен вызов и благородная цель, воплощеная в лидере-взрослом. При этом процесс должен быть веселым и «прикольным». Например, прикольно снять документальный фильм о жизни подростков. Каждый участник «съемочной группы» выходит с любительский камерой (даже фотокамерой с функциями видео) на поиски подростков, согласных дать интервью. Потом группа собирается, отсматривают материал, монтируют, роли монтажера, режиссера, звукооператора распределены. Технически достаточно обычного компьютера. Фильм можно отправить на конкурс документальных любительских фильмов. Вообще, Ваша главная задача для организации творческого процесса с детьми - привлечь на время профессионалов-волонтеров по направлениям, сделав что-то вроде лагеря, наподобие лагеря «Интеллект» в Набережных Челнах. Этот лагерь круто изменил судьбу многих трудных подростков.
Вопрос:
Моей старшей дочери 13,5 лет. Совсем не хочет заниматься в школе, не действуют ни уговоры, ни разговор по душам, ни поощрения. Может получать 4 и 5, если занимается. Занимается, когда досдает учителям «долги» в каникулы. Как только начинается новая четверть - все сначала. Ребёнок творческий, увлекается дизайном, танцами, поп-музыкой. Но для поступленияв ВУЗ совершенно не готовится.
Ответ:
Уважаемая Ольга! Если есть возможность - приходите с дочкой ко мне на консультацию. Если нет сделайте следующее: 1. Збудьте на время про учебу. 2. Потратьте лето на улучшение отношений с дочкой. Это можно сделать, исключив упреки, угрозы, обвинения и накказания, предоставив ей максимально возможную с Вашей точки зрения свободу принятия решений и как можно чаще искренее выражая ее Вашу поддержку и одобрение. Откажитесь также от назойливых советов, вместо этого внимательно слушайте ее, воздерживаясь от любых комментариев, давая ей возможность самой разобраться в ситуации и приобрести опыт самостоятельности. Если задеваются Ваши интересы - высказывайтесь от первого лица о своих чувствах, чтобы не оттолкнуть дочь. Это очень трудно, но игра стоит свеч. Сначала просто научитесь следить за собственной речью, а затем пробуйте ее менять. 3. Если Вы честно осуществите предыдущие шаги, доверие дочери к Вам (а значит Ваше влияние) значительно возрастут. Теперь поговорите с нею по душам о ее мечтах о будущем. Запомните, если Вы ходите сохранить близость - не должно быть не тени осуждения ее выбора. Говорите ей, что Вы поддерэживаете любой ее выбор и верите в ее способность принимать верные решения. Это немного испугает дочь и заставит ее задуматься о собственной ответсвенности за свою жизнь. Ваша цель - дать ей понять, что главный ее защитник в жизни - ее здравый смысл, и предоставить ей возможность делать ошибки, набираться опыта и брать на себя ответсвенность за осуществление своих желаний. ВУЗ не самоцель, но может быть эффективным средством достижение цели. Если у нее уже есть цель (например, стать дизайнером), спросите у нее выбрала ли она уже ВУЗ? Если нет, скажите «гм» и на этом можно закончить. Через некоторое время эта тема обязательно всплывет. Ведь теперь Вы для нее старший друг, опытный консультант, который не навязывает свои советы, но всегда готов поделиться опытом. Можно купить справочник по ВУЗам России или покопаться в интернете. Главное - ненавязчивость и соблюдение логической цепочки Мечта-ВУЗ-успеваемость. 4. Вы можете и поставить вопрос о справедливости. У каждого своя роль в семье. Вы кормите семью и несете основное бремя домашнего хозяйства, она учится и помогает Вам. Каждый обязан делать свое дело хорошо, независимо от настроения. Это честно и справедливо. Если в семье нет инвалидов, то никто не имеет права на иждевенческое поведение. Спросите ее «разве это не справедливо». Пусть Ваш тон будет не упрекающим, а пытающимся разобраться и совместно найти истину. Далее, потребуйте уважения и спаведливости. Прекратите практику сдачи «хвостов», обсудите ее действия на встречу Вам. Вы уже показали, что стараетесь дать дочери все, что в Ваших силах, и расчитывает на такое же уважительное отношение с ее стороны. Требуйте справдливости, но тактично, устраивайте забостовки, но не истерично, а как демонстрация серьезности Ваших намерений, отказа от насильственных действий и только после предупреждения. 5. Упех Ваших усилий зависит пержде всего от того, как часто Вы шутите и смеетесь вместе с дочерью насколько она свободно чувствует себя в Вашей компании.
Вопрос:
Уважаемый Александр Владимирович! Спасибо Вам за ответ на мой вопрос. Стараемся следовать Вашим рекомендациям. Есть некоторые успехи: сын сдал экзамены на 4;4;3;5. Мы его конечно похвалили. Говорит: \\\'Вот видишь, мама, у меня всегда как будто второе дыхание открывается к концу года\\\'. Пытаемся объяснить, что неплохо было бы в течении года трудиться, да и репутацию потом очень тяжело восстанавливать. Незнаю понял или нет в следующем году будет видно. Записали его в футбольный клуб. Занятия практически каждый день ноэто его не пугает. Отсюда вопрос 1. Что делать если он не будет успевать с учебой (наказывать отстронением от тренировок не хотелось бы)и 2.Он очень грубо разговаривает с учителями, причем нахамить может любому. Вопрос учителя географии после того как выяснилось что пришел без контурной карты и сидит мешает вести урок: \\\'Рома, зачем ты приходишь в школу?\\\' Ответ:\\\' А меня мама заставляет. Я бы сам не пришел\\\' Учитель в бешенстве потому что там таких как он еще несколько человек.В итоге все за дверью а класс продолжает нормально работать. Дома при разговоре все понимает, говорит что не может промолчать. Прошу или ничего не отвечать или формулировать свой ответ в вежливой форме. Асегодня опять звонок из школы, зауч просит приехать и забрать ребенка туда, где он будет учиться, что такого у них еще не было. Оказывается уважаемый учитель рисования попросил их во время урока рисования убрать класс. (у ребенка есть справка освобождение от сухой уборки у него бронхиальная астма). Я думаю что если бы нормально объяснил учителю, то проблем бы не было. Ну каждый раз одно и тоже:\\\' Рома, прошу уважительно\\\' и каждый день как на пороховой бочке что еще вытворит. Боюсь что перевод в старую школу вопрос не решит. Он так же будет себя вести. Но где то же ему надо учиться. Тем более что школа и ребята ему нравятся.Помогите ,пожалуйста.
Ответ:
Уважаемая Елена! Я рад , что в Ваших отношениях с сыном есть прогресс. Несколько рекомендаций. В Вашем ответе на сообщение сына о втором дыхании содержится скрытый упрек. Я бы ответил по-другому. Во первых я бы немного посмаковал успех сына, например, расспросил бы его, как ему это удалось, почему он решил напрячься, доволен ли он достигнутым, что он намеревается делать в отношении учебы с сентября, и конечно высказал уважение к его стремлению подтянуться в учебе. Скорее всего он сам вышел бы на мысль (или Вы бы задали наводящий вопрос) о том, что необходимо усердно учиться с самого начала учебного года и это бы решило Ваш первый вопрос, так как было бы его решением. Попытки убедить ребенка в стиле \"ты делаешь не так, а надо вот так\" малоэффективны. Еще раз хочу обратить Ваше внимание на необходимость отказа от нотаций на овладение навывками активного слушания. Поддерживайте его успехи и вместе обсуждайте следующие шаги при его ведущем голосе. Второй вопрос. Во всех трех случаях учителя допустили грубые ошибки. Думаю, что Вам необходимо стать на сторону сына, предоставить ему право самостоятельно решать текущие конфликты, сообщать о Вашей позиции учителям (\"возможно мой сын допускает ошибки, но он учится принимать самостоятельные решения в жизни и по-этому я хотела бы, чтобы его проблемы Вы обсуждали непосредственно с ним, показывая ему пример уважительного и конструктивного общения\") и внимательно выслушивать рассказы сына. Не допрос, а доброжелательная беседа, стимулирущая его на размышления о произошедшем. Задавайте уточняющие вопросы, интересуйтесь что он почувствовал и что намерен делать и поддерживайте его эксперименты. Это сильно сблизит Вас с сыном, Вы перестанете нервничать, а сын получит возможность научиться строить отношения и принимать самостоятельные решения. Как ни парадоксально такая Ваша позиция приведет к повышению его ответсвенности с отношениям с людьми и учебе, ведь он будет чувствовать Ваше доверие и дорожить им, осознает, что время давления и принуждения прошло, а кроме него никто не будет отвечать за то, как будет складываться его жизнь и получит ли он от жизни то, что хочет. Если Вы не согласны со мной или возникнут вопросы обязательно пишите. От того, каким образом изменится Ваше поведение в ближайшие месяцы во многом зависит то, как сложится жизнь Вашего сына.
Вопрос:
Уважаемый Александр Владимирович!Моему сыну 17 лет.В 2006 году он поступил в МИФИ на бюджет и успокоился.В течение семестра он жил в Москве(мы живем в дальнем Подмосковье) у престарелой родственницы и утверждал что все успевает,учится старательно и просил не вмешиваться в его жизнь.Все это время он читал литературу типа фэнтези(Перумова и т.п.),играл в компьютерные игрыба математику и физику даже не открывал.На все попытки призвать его к благоразумию огрызался.31 декабря он сообщил нам,что написал заявление на отчисление,не сдав даже зачеты.Мы в шоке.Спрашиваем может выбрал не тот профиль и надо было идти в гуманитарный вуз,но он ничего не хочет и говорит, что это цепочка случайностей(проспал ,опоздал,не дали сдать)В результате вылетел из вуза ,сидит дома ,ничего не хочет делать ,смотрит мультики по телевизору(т.к. компьютер ему не включают).Не знаем что делать и пустить все на самотек тоже не хочется.Друзей у него нет, живет в нереальном мире ,не хочет принимать ответственность за свои решения ,как бы спит на ходу.Конечно, мы виноваты ,что упустили его в воспитании, но как действовать дальше?
Ответ:
Уважаемая Марина! Извините за задержку. Необходима консультация психиатра. Если патологии не обнаружится, сосредоточьте свое внимание на улучшении отношений с сыном, а не на его карьере и решениях. Для этого, исключите из своей речи и тона голоса упреки, осуждения и предложения о том, как ему себя вести. Старайтесь выслушать его без советов, рекомендаций и комментариев, искренне интересуясь его мнением по разным вопросам. Знаете ли Вы сюжеты тех книг, которые он читает? что на него произвело наибольшее впечатление? В чем цель компьютерной игры, в которую он играет? Пока не научитесь говорить с ним о том, что его интересует, наладить диалог будет невозможно. Как насчет нежности и ласки? Одобрения и похвалы? Совместного похода в кино? Сначала он будет уклоняться от разговоров - проявите терпение и не навязывайте общение. По мере того, как он убедиться, что Вы твердо изменили свой стиль общения с ним, он будет все охотнее делиться с Вами своими мыслями и чувствами. Со временем, возможно, Ваше влияние на него возрастет, но не через советы и приказы, а путем совместного обсуждения ситуации. Здесь на первый план выйдет поддержка с Вашей стороны, в которой он остро нуждается. Именно ее отсутствие и приводит к замкнутости. Попытки активно и непосредственно повлиять на сына приведут только к еще большему отторжению и замкнутости. Институт не самое главное в жизни, и уж точно, не куда спешить, пока не решена основная задача - контакт с ребенком. Решить ее сложно, но попытаться стоит.
© 2009 Кузнецов А.В.
Обо мне
Записаться на прием
Отзывы родителей
Советы родителям
Только для женщин!
Карта сайта