Из чего складывается мышление человека…

11:36 | Наш опыт Автор: Новиков Сергей Алексеевич

АНАЛИЗ.

Анализ ситуации человеком осуществляется ежеминутно, ежесекундно, мгновенно. Вряд ли, когда-либо произойдёт чудо и человек создаст такую машину, которая будет способна с такой скоростью мыслить (анализировать) как он сам. Скорость мышления измерить невозможно, равно как и переключение направления мышления в ту или иную сторону. Качество же анализа ситуации за- висит в первую очередь от интеллекта, от объёма информации, который необходим человеку для того, чтобы сделать вывод и на основании его осуществить какое-либо действие.

Частенько люди не желают сами себе предоставлять время для анализа, им кажется, что для анализа полученной информации достаточно мгновения и, как правило, это способствует возникновению неправильного вывода. Называется это явление – категоричностью. Категоричность очень много огорчений приносит людям, причём человек бывает даже и не понимает отчего возникла неприятная ситуация, не понимает он того, что если бы сделать, хотя бы небольшую паузу перед тем как что-то сказать или же сделать, то, может быть, и не было бы такой неприятности или огорчения. Пауза предоставила бы время подумать, оценить, проанализировать и сделать вывод , который, не исключено, привёл бы к более положительному результату, чем скорополительный, категоричный вывод. Многие люди это прекрасно понимают, но продолжают поступать категорично в последующих своих действиях.

Искусство владеть паузой является одной из составляющей анализа. Далеко не напрасно предки наши стараются передать нам свою мудрость: «Тише едешь – дальше будешь».

Чтобы проанализировать ситуацию, необходима информация и, чем большей информацией обладает человек, тем качественней получится анализ и, соответственно, действия человека будут положительнее. Информация – это ни что иное, как знания, получаемые человеком на протяжении жизненного пути. («Век – живи, век – учись») Чем больше знаний у человека, тем больше вероятность приближения к правильному выводу. Знания являются ещё одной составляющей качественного анализа.

Но, искусство владения паузой и значительный объём знаний ещё недостаточно для осуществления анализа, который поможет сделать вывод приближённый к правильному, необходимо ещё и обогащение своего личного опыта во многих областях деятельности человека. Опыт обогащается только трудом самого человека и больше ничем. Когда человек смотрит на какой-либо труд, производимый другим человеком, а после просмотра считает, что он сам сможет произвести этот труд точно также, то при попытке осуществить желаемое, он понимает, как глубоко ошибался.

Каждый физический труд, который производит человек на своём жизненном пути, обогащает его знания. Конечно же, физический и умственный труд не может существовать друг без друга, на то человек и мыслящее дитя природы. Чем больше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он затрачивает физических сил для осуществления той или иной задачи. А физический труд, наоборот, “подстёгивает” человека к знаниям, к повышению интеллектуального уровня своего. И не только своего. Человек, благодаря своему опыту, понимает о необходимости стремления к знаниям и старается передать эти знания и опыт своим потомкам.

Таким образом, опыт является ещё одной составляющей анализа. Итак, три основные составляющие анализа ситуации человеком: знания, опыт и время.

Знания – постоянная работа по формированию накопления, обновления, познания информации.

Опыт – физическая работа в различных областях трудовой деятельности человека, хотя бы в небольшом объёме.

Время – физическая характеристика существования человека, которую необходимо как можно чаще выделять из общей производимой работы для осуществления анализа всевозможных ситуаций. Оно необходимо чтобы подумать. Маловероятно, что хорошую службу сослужит человеку нежелание задумываться над тем или иным событием.

Самоанализ. Казалось бы, самый простой вид анализа, так как человек о себе знает больше чем кто-либо, но, как показывает история существования человека, оказывается самым сложным видом анализа. Критически подойти к самому себе очень трудно. В первую очередь потому, что человек привык думать о себе только с положительной стороны. Иногда “проскальзывает” у людей самокритика вслух, но порой это осуществляется ими побуждением к корысти. То есть, либо для того чтобы покрасоваться перед окружающими или перед самим собой, либо придать себе, так называемого, “веса“ в глазах кого-то и т.д. Если же человек действительно проводит самоанализ, то, естественно, не так трудно найти в себе отрицательные черты, которые служат плохую службу прежде всего самому себе. И, что тоже естественно, он старается упразднить, искоренить в себе эти негативные черты характера. И, если это происходит, то со стороны всегда можно определить результаты самоанализа и понять степень самокритичности человека.

Анализ мышления человека.

Для того чтобы попробовать осуществить, хотя бы приближённый к истинному, анализ мышления человека, в первую очередь, необходимо собрать информацию о жизнедеятельности субъекта. Первое, что приходит в голову, это – изучение документальной информации. Так принимают человека на работу, соответствующей какой-либо профессиональной деятельности, обозначенной в общем реестре профессий, которые перечислены на основании степени подготовки и знаний специалиста в определённом направлении жизнедеятельности общества. Но, для анализа мышления документальная информация ничтожно мала, а ещё, ко всему прочему, может оказаться не только недостоверной, но и ложной. Соответственно, анализ мышления субъекта начнётся в направлении, удалённом от действительного. Уже изначально не исключена вероятность возникновения ошибочного пути анализа. Только на основе своих личных знаний мы сможем проанализировать степень познаний человека в различных направлениях, но только при личном контакте (в диалоге).

Желательно, информацию о мышлении субъекта начать воспринимать с его начального развития. Необходимо выяснить в какой среде он получил первое и основное своё развитие. Многим известно, что человек в самой ранней стадии своего жизненного пути получает основной объём информации, которым пользуется всю жизнь. Вот именно здесь берёт начало его логика мышления, его восприятие жизни, отношение к людям, к природным явлениям, действиям, поступкам. Особенно хотелось бы выделить информацию о отношении человека к животным и постоянно держать таковую в своей памяти во время анализа мышления. Эта информация поможет определить степень и вероятность возникновения агрессии, жестокости, подлости и других негативных действий со стороны субъекта.

В дальнейшем, существенное значение имеет выяснение того, как человек приучил себя мыслить во время своей профессиональной деятельности, как формировалось и формируется его логическое мышление, на какой основе. Необходимо выяснить, в первую очередь, платформу мышления – инженерная она, или – нет. Это предварительное выяснение информации о платформе мышления выясняется достаточно просто, а вот степень развития инженерного мышления выяснить будет значительно труднее… Здесь главным помощником, конечно же, может являться только образование выясняющего.

Любое мышление это – отношение к какому-либо предмету (объекту) или действию (субъекта или природы). Инженерное мышление рассматривает любые действия и объекты с точки зрения надёжности, с точки зрения физических и химических свойств, климатических условий, при чём именно всех условий, которые присущи данной среде. Это мышление анализирует, причём постоянно, вероятность негативных последствий от воздействия каких-либо явлений гораздо глубже, чем мышление, не приученное к выявлению причин ошибок человека и устранению таковых. Инженер всегда заострит своё внимание на причине возникновения какого-либо негативного явления и постарается не допустить этого возникновения в дальнейшем. Если нет необходимых знаний в данной области, инженер знает, как и где эти знания приобрести и, при желании, всегда сможет это осуществить. Для инженера, в принципе, понятие – не могу, не существует. Если человек, действительно прошёл школу изготовления сложнейших конструкций и анализа ошибок, препятствий, встретившихся на стадии изготовления, а также их устранения, то этому мышлению необходимы очень веские аргументы, для того чтобы каким-либо способом воздействовать на дальнейшие его действия, повернуть поступательное движение мышления в том направлении, в каком желает воздействующий.

Мышление человека можно увидеть по его внешним признакам. Внешними признаками мышления являются его действия, движения, манеры, высказывания, привычки, реакции на раздражители различного характера. Но, наблюдение за внешними признаками субъекта желательно устанавливать и анализировать лишь только тогда, когда у наблюдателя уже имеется выше указанная информация. Только тогда можно будет выбирать аргумент, достаточно приближённый к восприятию, как аксиомы, для данного логического мышления человека, хотя бы для того, чтобы ответить на такой распространённый вопрос – почему..?

Есть люди, которые составляют списки вопросов (так называемые тесты) и при этом сообщают тестируемому о необходимости отвечать на поставленные вопросы быстро, не думая. Странно, не правда ли? Хотят выяснить, сущность мышления, советуя при этом не мыслить. Где логика? Может быть, и то с большим “натягом”, эта “логика” и подойдёт в случае, если необходимо провести анализ мышления человека в экстремальной ситуации, да и то – вряд ли. Вопросы задавать сравнительно легко, казалось бы. Но, наблюдательный и много чего понимающий человек, не только сможет определить уровень интеллектуального развития опрашивающего, но и сообразить, как нужно ответить на вопросы, чтобы в глазах спрашивающего оказаться таким, каким желает его видеть оппонент. Во всяком случае, нельзя исключать таковой вариант тому опрашивающему, который задаёт вопросы с достаточно серьёзными целями, задачами.

Похоже, что если при общении с человеком, выясняется его жёсткое, категоричное отношение к логике в виде подразделения на женскую и мужскую, то, мало вероятно, что это – инженерное мышление. У инженера, скорее всего, мышление должно разделять мужской и женский род только по физиологическим характеристикам, а логика мышления на мужскую и женскую подразделяться никак не может. Логика может зависеть только от объёма базы данных в “компьютере” субъекта.

Немаловажное значение в направленности мышления играет психологический настрой человека, его эмоциональное состояние, окружающая обстановка, внешние раздражители, не говоря уже о его физическом состоянии.

Дальнейший анализ мышления и, соответственно, формы воздействия на сознание будут

зависеть от поставленных задач и желаний…

Google BookmarksMemori.ruМоёМесто.ru