Вопрос:Уважаемый Александр Владимирович! Ваши ответы на вопросы вселяют уверенность что все решаемо и небезнадежно, спасибо Вам огромное! Сынишке 2г10м, ходит полгода в садик до3 часов. Мальчик эмоциональный, возбудимый, развитый. Первый вопрос: с бабушкой или дедушкой или папой, оставаясь дома ведет себя хорошо, но только появляюсь я на пороге сразу все меняется - он все кидает, смееться, ломает, рвет обои, или начинает меня бить и капризничать, но меняется на глазах, и в принципе мы заметили, что хуже всего он ведет себя именно со мной (я не работаю и все время сижу с ним). С чем такая реакция может быть связано, какую ошибку я допускаю? Ребенок сам по себе агрессивный (т.е. дереться, швыряет вещи, говорит что всех надо бить, и в тоже время он бывает такой ласковый и спокойный и просто прелесть). И второе: мы с мужем 2 месяца назад разошлись, он приезжает к ребенку 1 раз в нед (иногда 2), я говорю сыну, в отсутствие папы что он работает (когда жили вместе сын видел отца только рано утром на час иногда вечером на час) так что изменилось в принципе не много, и тем не менее я его обманываю, не договариваю. Как мне исправить ситуацию, и какие еще вы можете дать рекомендации касаемых развода родителей и реакции детей хотя и еще столь юнного возраста. Спасибо Вам за Вашу помощь! И всего вам самого хорошего в жизни!
Ответ:Уважаемая Виктория! Спасибо за пожелания, и Вам того же. 1.Никакой ошибки нет, это поведение известно как «синдром няни» и является распространенной реакцией ребенка этого возраста на временное отсутствие самого близкого человека. С агрессией необходимо терпеливо бороться (см.«тайм-аут»). 2. Не беспокойтесь, главное для ребенка - стабильность, а в Вашей ситуации, как Вы пишите, изменилось не много. Ничего особенно объяснять не стоит. Пройдет 3-4 месяца и ребенок будет считать, что все идет так, как и должно идти.
Вопрос: Нашей дочери Ульяне год и семь месяцев. Примерно неделю назад мы стали замечать, что если ее что-то раздражает (пример: не разрешаем ей лезть в холодильник, выбегать на проезжую часть на улице и т. п.), она бьется лбом о землю, пол, стены, подоконник или даже об наши колени и локти. Обычно это происходит не чаще двух-трех раз в день.
Хочу оговориться, что она довольно избалованный ребенок и ей практически все разрешается.
У меня есть мама, Ульяне она приходится бабушкой. Бабушка приезжает к нам редко (примерно раз в три месяца). Сама бабушка человек довольно неустойчивого характера (любая мелочь может вывести ее из себя, она громко разговаривает и активно жестикулирует). Во время очередного приезда бабушки мы заметили, что Ульяна стала биться лбом чаще, практически каждые пять-десять минут, и это продолжалось до тех пор, пока бабушка не уехала и мы не уложили Ульяну спать.
А вопрос наш таков: что происходит с ребенком, нормально ли это, и что с этим делать?
Ответ: Уважаемая Ольга! Это частое явление у детей такого возраста, которое изчезает бесследно примерно к 2-2,5 годам. В его основе - нервное напряжение, которое Вашей дочери, как и всем детям трудно контролировать. Оно находит выход в агрессивном поведении, истериках, упрямстве, кусании и сосании пальцев, или, как в Вашем случае, в биении головой. Вам необходимо: 1. Устранять источники чрезмерного напряжения (машущая руками и кричащая бабушка). Старайтесь всегда реагировать спокойно и уверенно, иначе напряжение близкого человека легко передается ребенку как вирус (можете себе для наглядности и запоминания представить яркую картинку инфецирования). На битье головой не обращайте внимания. 2. ОЧЕНЬ постепенно приучайте дочь контролировать свои желания. Мягко отказывайте там где это необходимо, особенно когда желание дочери не очень велико и ей будет относительно легко справиться с отказом. Будьте тверды, доброжелательны и спокойны. Однако, и проявляйте гибкость, ищите компромиссы, отвлекайте, предлагайте замену при отказе. Помните, что мозг ребенка еще незрел, но Ваша задача - научить дочь зрелости. На это уйдет несколько лет. Не спешите, радуйтесь маленьким победам дочери, хвалите ее за это и будьте терпеливы.
Вопрос: Здравствуйте! У меня две дочки-погодки: 2,7 и 3,8 года. Беспокоят истерики младшей. Истерики бывают по разным причинам, в основном из-за того, что не поделили игрушки с сестрой. Раньше я отбирала у старшей и давала младшей, лишь бы она замолчала. Очень сильно уставала, поэтому так делала, хотя знала, что это неправильно, но «так было легче и быстрее». Бывает так, что даю ей то, что требовала, но она уже в порыве своих чувств ничего не хочет видеть и эта вещь ей не нужна. Пробую уходить, оставит ее в одиночестве, не обращать внимания - бежит за мной, просит взять на руки. Пробую взять на руки, успокоить - вся извивается, опять с криками падает на пол, бьется дальше. Пробовала даже запирать в ванне, чтоб сама успокаивалась - тоже не помогает. То есть надеяться на то, что она «сама успокоится» - не приходится. Боюсь за психику ребенка. после истерик она обычно долго спит днем, видимо, сильная нагрузка на нервную систему. Все время пытаемся отвлечь, обычно единственное, что помогает - сладости, ну нельзя же постоянно кормить этим…
1. Как все-таки успокоится мне и не раздражаться на ребенка?
Муж решительно настаивает, чтобы просто ломать это упрямство, пороть ремнем, несколько раз пытался (понимаю его, мужчинам тяжелее это выносить), но я защищала, не давала. Муж считает, что надо воспитывать так, чтоб подчинялись, т.к. дети должны слушаться взрослых. Во время истерик он бросается с ремнем, угрожает, требует, чтоб замолчали. Просто у него совершенно не хватает терпения все это выслушивать, т.к. после работы обычно приходит усталый. Но ведь я тоже устаю не меньше, стараюсь сдерживаться.
2. Как объяснить мужу, что это абсолютно неверный подход, что нельзя ломать характер ребенка? Как вы относитесь вообще к наказанию ремнем? Как я могу помочь мужу сохранять спокойствие, ведь у него слишком взрывной характер, постоянно срывается на детях?
Меня очень волнуют ответы на мои вопросы, заранее благодарна. Фарида.
Ответ: Уважаемая Фарида! Главное, что Вам потребуется в ближайшее время, это понимание того, что такое поведение дочери закономерное в этом возрасте и временное явление. Чаще напоминайте себе, что все это скоро пройдет. Далее: 1. Старайтесь, чтобы дочь чувствовала, что Вы на ее стороне, что Вы там где это возможно стремитесь помочь ей получить то, что она хочет. Человек счастлив тогда, когда у него есть возможность удовлетворять свои потребности. Учите ее этому, постепенно прививая навыки самостоятельности, а там где это пока невозможно - будьте рядом и помогайте. В этом - основа доверия ребенка к родителю, основа добрых отношений в семье. 2. Отвлекайте сладостями, не страшно. 3. Если истерика не избежна - ни в коем случае не кричите, не пугайте, а тем более не шлепайте ребенка. Наберитесь терпения и не обращайте на нее внимания. Пусть кричит, бьется головой об пол, - сохраняйте невозмутимый вид и ничего не бойтесь, в том числе за психику. Не давайте то, что она просила. Будьте готовы к тому что истерика будет длится долго. Не закрывайте ребенка, лучше сами закройтесь в ванной. Если найдете в себе силы выполнить эти рекомендации, дочка быстро поймет, что истерики не дают желаемого результата (главное - не позволяют отомстить родителям - вывести их из себя). 3. Чтобы подготовиться к спокойстию в истерике, проводите мысленные тренировки. Представляйте самое худшее поведение дочки и то, как Вы остаетесь спокойной и не обращаете внимание на нее. При этом дышите глубоко, медленно считайте до ста (и больше). Во время истерики представляйте себя лежащей на пляже, последовательно расслабляйте мышцы ног, рук и т.д. Будьте готовы довести дело до конца. 4. Исключите любое давление на дочь вне истерик (кормление насильно, принуждение к горшку и пр.). Ищите компромисс и обестечте ей достаточную свободу действий. Это позволит значительно сократить ее внутренне напряжение, которое она из-за своего возраста еще неспособна выносить и вынуждена изливать в истерике. 5. Чего хочет муж, чтобы дети его любили, доверяли и уважали как старшего друга или он хочет, чтобы его боялись и вздыхали с облегчением, когда он уходит из дома? Уверен, что он не хочет, чтобы повзрослев, дети вспоминали об отношениях с ним как о кошмаре и радовались, что наконец то они свободны, а именно такие чувства вызывают попытки подчинить себе ребенка. Конечно это удобно, страх - эффектривное средство подчинения, но неужели Вашему мужу нужно только это? Неужели, он не хочет, чтобы дети не просто хорошо себя вели, а еще росли счасливыми жизнерадостными, свободными и уверенными в себе? Убежден, что хочет, просто не знает как. Нежность в сочетании с твердостью (а не грубостью) и терпение. Вот основная стратегия. Если необхождимо запретить, сделайте это спокойно и твердо, снесите терпеливо все проявления неудовольствия (крики и истерики - по другому дочка еще неумеет, она еще мала для вежливого выражения неудовольствия - учите ее как вежливо выражать неудовольствие, в том числе на личном примере. Грубость порождает грубость). 6. В истерике тоже есть свой плюс - это настойчивость. Не надо ничего ломать. Способность не ломаться перед преградой и настойчивость в достижении цели - важные для успеха в жизни качества. Просто ребенок проявляет их в такой нецивилизованной форме. Но проявляет и это хорошо. Учите его добиваться результатов другими способами. Но сохраните настойчивость, показывая, что истерики ни к чему не приведут. 7. Больше играйте с детьми в веселые игры. Это позволит и Вам снять стресс и детям укрепить доверие к Вам, а значит - Ваше влияние. Если Вы редко смеетесь и улыбаетесь в лицо детям - пора изменить ситуацию. 8. Наказания бессмысленны и вредны. Реагируйте непосредственно выражая свои чувства, но СЛОВАМИ и без оскорблений и обвинения. "Перкрати!", "Мне неприятно" или "Я злюсь, когда ..." вместо "Ты мерзавка" или "Ты такая-сякая" и тому подобных унижающих высказываний. Униженый и запуганный ребенок вряд ли будет счастлив, а несчастливый ребенок вряд ли будет вести себи хорошо. 9. Планируйте удовольствия для себя. Больше приятных впечатлений и наслаждений. 10. Воспитывайте в себе терпение. Очень ценное для счастья качество. Без устойчивости к дискомфорту - все вокруг будет раздражать. Воспринимайте например крик дочери как ценное упражнение в воспитании терпения и невосприимчивости к дискомворту. Хвалите и вознаграждайте себя в случае успеха. За год можно добиться существенных результатов и научиться большую часть времени не терять веселое расположение духа. Попросите мужа позвонить мне, я отвечу на его вопросы. Это бесплатно. Удачи!
Вопрос: Уважаемый Александр Владимирович! Вопрос такой. Нашему сыну 2,5 года. Полгода он ходит в детский сад. Адаптпция прошла нормально. По своему характеру он активный ребенок. Последние два месяца он стал кусать, толкать детей без видимой причины. Дети его обходят стороной. Жалуются родители других детей, что их детей обижает Глеб. Воспитатель привела пример, когда она играла с детьми в игру, дети были очень заинтересованы, и в эмоциональном порыве наш Глеб укусил мальчика. Тут же говорит: 'Я не буду' и жалеет этого ребенка. Были случаи, когда за это его сажали на стульчик, а он кусал и становился еще хуже. Сейчас молодая воспитательница в группе не знает, что делать. Говорит, что наш ребенок ее не воспринимает, на слово 'нельзя' не реагирует. Но хочется заметить, что наш ребенок тоже был укушен другим ребенком. Мы стараемся дома объяснять ему, чтобы он так не делал. Посоветуйте, как нам вести себя дома с ребенком и какие рекомендации дать воспитателю.
Ответ: Уважаемые Александр и Елена! Вы наверное знаете, что в этом возрасте агрессивное поведение детей, особенно мальчиков довольно распространено. Связано это с тем, что ребенок патается выразить свой гнев, но пока не умеет это делать правильно, словами. Отсюда следует, что, с одной стороны, необходимо стараться понять причины раздражения ребенка устранить наиболее сильные из них, с другой, учить ребенка выражать свой гнев словами, объясняя ему, что злиться можно, а кусаться - нет. Учите его говорить "Я зол!", "Прекрати!" и пр. Можно также постучать кулаками в подушку, покричать в "стаканчик гнева", нарисовать обидчика и пр. Основная стратегия - не осуждать ребенка, а попытаться понять и помочь ему справиться с гневом и правильно его выразить. Хотя стульчик для размышоений, тоже не надо сбрасывать со счетов. Однако, видимо сын сам осознает, что поступает неправильно, поэтому внешнее наказание только еще больше его раздражает. Говорите с сыном о его чувствах, показывайте ему, что вы его понимаете. И вам, и воспитательнице следует запастись терпением и еще год методично и спокойно учить (личным примером, ролевыми играми) правильно выражать свои чувтсва. Просто "нельзя" не сработает, так как не показывает ребенку социально приемлимый путь для "выпуска пара". "Нельзя" только увеличивает "давление пара", который может взрываться в неожиданных (в том числе и для ребенка) ситуациях, и тогда вообще концов не найдешь
Вопрос: Здравствуйте, Александр Владимирович!
Моему ребенку 2,3, мальчик. Вы пишете, что агрессия - это нормально, а отсутствие агрессии? Мальчик очень нежный. Может я сама его зацеловала-затормашила. Он каждые минут 20 подходит меня и папу обнимать-целовать, всех зверюшек гладит-целует. Когда ругаюсь, что бывает редко, смеётся, думает, что я так играю. Но других людей он стесняется, и на площадке он совершенно ни с кем не общается из детей, и не может за себя постоять, его часто обижают (отнимают машинки, пихают и т.п.), он покорно всё принимает и плачет. Кроме того, он ещё и за других переживает. Кто-то кого-то толкнет-отнимет-обидит, он подходит, говорит: 'нельзя никого обижать' и громче всех ревет, хотя к нему ситуация не имеет никакого отношения. В итоге, при общении с другими детьми он все время в слезах. Я пытаюсь объяснить, что ничего страшного не происходит, что надо уметь стоять за себя. Пока безуспешно. Естественно, о детском саде пока и речи нет. Муж ругает, что я его изнежила и не воспитываю в нем мужской характер, что с мальчиками нельзя так нежно, что надо строже, что ему трудно будет в жизни. Скажите, пожайлуста, можно ли мальчика научить проявлять твердость в этом возрасте? Можно ли мальчика испортить слишким мягким отношением к нему?
Ответ: Уважаемая Александра! В моем понимании настоящий мужской характер это внутренняя сила, уверенность в себе и способность к состраданию в противоположность грубости, агрессивности и черствости. Это основа. Для ее укрепления нужна ласка, нежность и защита от внешней агрессии. Учить ребенка защищаться в таком возрасте - большая ошибка. Всему свое время. Пока время маминых ласк и веселых и шумных игр с папой. Когда основа будет сформирована (примерно к 6 годам) наступит черед отца. Показывая сыну все тот же пример нежности (по отношению к женщине - маме) и уверенности в себе (спокойствие в стрессовой ситуации), постепенно обучайте его терпению и устойчивости к дискомфорту, а также способам противостояния внешней агрессии (это отдельная тема для обсуждения). Так что не спешите, а сейчас побольше ласки, чтобы сформировать основу здоровой психики, что впоследствие позволит воспитать силу духа и способность стойко переносить трудности, сохраняя при этом дорброжелательность и чувство юмора.
© 2009 Кузнецов А.В.