Моторное развитие ребенка
17:18 | Наш опыт Автор: Жанна Скорина
Всем хорошо известно, что речевое и моторное развитие тесно связано друг с другом. С моторикой у дочери были проблемы с рождения – сказались и родовые травмы, и проблемы во время беременности. Заговорила дочь только после трех лет, но проблемы с речью и с моторикой все равно остались. Этой проблемой я занималась очень много и занимаюсь до сих пор. Так как ребенок первый, для меня все это внове. Я не знала, что ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов. После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается – активизируются мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики. Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух – трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребенок в возрасте приблизительно трех лет. Если соответствует — никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.
- Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим предметам;
- у него хорошая координация движений;
- он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;
- у него хорошая осанка и чувство равновесия;
- он может и любит делать разные ритмичные движения;
- он может опознавать многие предметы на ощупь:
- знает разницу между «горячо», «холодно», «тепло»;
- понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
- может подобрать разные вещи по сходству;
- у него сформировалась координация «глаз—рука»:
- ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;
- он различает запахи, узнает различные звуки.
Это все, конечно, верно, но хочу сказать от себя, что у всех ребятишек есть нечто «свое развитие». И мамашки с тревогой считают колличество слов, сказанных своим чадом, каждый месяц – записывая в блокнотик. По своему опыту, хочу сказать, что у кого-то ребенок заговорит в 6 месяцев, у кого-то в год, а у кого-то в 2 года. Если вы занимаетесь своим ребенком, до трех лет нет повода для волнения. У меня трое детей и у всех все по-разному.:wink:
БаллыС этим я согласна. Моя дочь заговорила в 3 года и 3-4 месяца. С одной стороны, особых проблем я не вижу – так же заговорила и я. Но с другой стороны – до сих пор пишу я лучше, чем говорю (проблемы с устной речью), и очень много грамматических ошибок. Теперь уже понимаю, что все же с речью у меня не все было идеально. У дочери ОНР, но четвертой степени, ее даже не все логопеды выделяют. Поэтому нам нужно заниматься. А бывает, что ребенок просто поздно начинает говорить, без проблем в дальнейшем. Наши проблемы можно было предвидеть, так как очень много неврологических диагнозов, которые и дали такое осложнение.
Баллы