Границы дают ребенку чувство предсказуемости и снижают его тревожность. Главное здесь – ЧТО запрещать, и КАК запрещать.
Во-первых, границы должны оставлять ребенку достаточно пространства для экспериментирования и ошибок. Границы не должны значительно снижать свободу ребенка. Лучше всего работает подход трех типов границ:
a.запрет на агрессию,
b.запрет на то, что непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка
c.границы, связанные с развитием у ребенка терпения
Запрет на агрессию означает, что в нашем доме нельзя бить, кусать, щипать, дразнить, обзывать, и т.д. другого.
Запрет на небезопасное поведение часто противоречит экспериментированию и риску попробовать что-то новое. Применяйте его с осторожностью и обратите внимание на слово «непосредственно». Если ребенок забрался на качели, то риск для его здоровья и жизни несомненно возрастает, но он вполне приемлем, тем более, что вы можете встать рядом и поддерживать. Когда младенец тащит игрушку в рот, риск кишечной инфекции возрастает многократно, но стоя на страже этой границы, вы можете существенно задержать его психическое развитие и «тренировку» его иммунной системы.
Правило «сначала уроки, потом развлечения» – отличный способ развить в ребенке способность при необходимости откладывать удовольствие. Эта способность – залог психологической зрелости и самоконтроля: устойчивость к дискомфорту и сиюминутным «импульсивным» соблазнам в ущерб, например, здоровья (курение, алкоголь, наркотики и пр.) и другим долгосрочным интересам человека.
Таких ограничений как «нельзя трогать вазу» или «нельзя прыгать по лужам» вообще можно избежать, убрав в недоступное для ребенка место ценные вещи и купив ему непромокаемые штаны и сапоги.
Во-вторых, ограничения должны отстаиваться дружелюбно, последовательно и аргументировано. Ребенок обязательно будет тестировать их (еще один аргумент в пользу минимума границ , иначе ваши отношения с ребенком рискуют перерасти в
борьбу по каждому поводу). Будьте готовы к этому и ведите себя ровно и уверенно
.
Если ребенок рвется на проезжую часть, вы можете схватить его в охапку и отнести в машину или домой, несмотря на его истерику, но при этом вести себя спокойно, без брани и шлепков. Повторяйте одну фразу «нельзя убегать от мамы», вместо «я вот тебе задам дома» или «ты плохой» (при частом повторении ребенок глубоко поверит в это и действительно будет вести себя как плохой). У ребенка нет злой воли, идет естественный процесс тестирования. Реагируйте на это с улыбкой мудреца.
Отстаивайте ограничение при каждой попытке его нарушить. Если сегодня приходить домой после 9 часов вечера можно, а завтра – нельзя, у ребенка возрастает тревога из-за отсутствия предсказуемости и возникают сомнения по поводу ваших мотивов. По этой же причине разъясняйте ребенку смысл установленных вами правил, но не ожидайте, что он непременно поймет и согласится с вами.
Если ребенок мал (меньше 3-4 лет), самый лучший способ защиты границ – отвлечение. Переключите внимание ребенка на проезжающую пожарную машину, мороженное дома или мультфильм. Вы можете так же носить в кармане или сумке заранее заготовленную игрушку, старый мобильник или связку ключей. Энергичные отвлечения могут значительно ослабить уровень напряжения в ваших отношениях с ребенком.
Правило 1 Правило 2 Правило 3 Правило 4 Правило 5 Правило 6 Правило 7