По традиции, начинаем этот раздел с граммов и сантиметров. Показатели массы тела для мальчиков данного возраста колеблются в пределах 8,3 — 12,3 кг, для девочек — 8,1 — 12,2 кг. Cредние нормы роста – 69,9 — 80,4 см и 69 — 78,3 см.
У многих детей этого возраста продолжается рост зубов и начинает формироваться так называемый «молочный прикус», словом, организм малыша активно готовится к приему твердой пищи. Фрукты, каши, пюре и кисломолочные продукты продолжают вытеснять грудное молоко из повседневного питания все большего и большего количества малышей.
Ваш малыш стал очень общительным. Если у него в гостях появится другой ребенок, то на это событие он отреагирует бурной положительной реакцией, которая может сменится реакцией негативной, когда «гостя» уведут домой.
Дети 11-ти месяцев демонстрируют первые признаки способности обобщать. Например, в ответ на просьбу принести маме мячик малыш может принести любой из находящихся недалеко он него мячей, а не только тот, с которым он недавно играл.
К концу этого месяца многие дети уже активно пользуются некоторыми простыми или «облегченными» словами (таких как «дай», «би-би» или «ням-ням»). А лепет одиннадцатимесячных малышей становится очень замысловатым.
Все больше и больше малышей пробует свои силы в «прямохождении». В том случае, если ваше чадо до сих пор не входит в их число, нет никакого повода для беспокойства. В конце 11-го – начале 12-го месяцев жизни маленькому человеку «официально положено» уметь самостоятельно стоять на ножках в течение 20-30 секунд.
Обычно к концу 11-го месяца многие малыши могут весьма уверенно пользоваться чашкой: брать её руками, делать несколько глотков и ставить обратно на стол. Умение пользоваться ложкой дается немного сложнее.
В период с 11-го по 12-й месяц желательно освоить новый комплекса детской гимнастики. Вы можете осваивать некоторые упражнения из предыдущего комплекса, постепенно разбавляя их новыми. Помните главное правило – малыш должен получать от занятий удовольствие. Гимнастика или массаж со слезами – недопустимы.
Гимнастика для детей 11-го – 12-го месяца жизни.
1. Встаем.
Ребенок сидит. Дайте малышу для захвата пальцы вашей руки, теперь легким потягиванием побудите малыша встать на ножки. Выполняем 3-4 раза за занятие.
2. Стоим самостоятельное.
Поставьте ребенка на ножки, некоторое время поддерживайте его за ручку, а затем постепенно уберите свою руку, чтобы малыш остался стоять самостоятельно. Продолжительность упражнения – 25-30 секунд.
3. Приседаем.
Исходное положение малыша – стоя. Придерживайте его за ручки. А теперь мягким направляющим движением начинаем побуждать ребенка приседать и подниматься, полностью выпрямляя ножки. Повторяем 5-6 раз в течение занятие.
4. «Приплясывание».
Ребенок стоит на ножках. Придерживайте малыша за руки и немного покачивайте его из стороны теперь или направляйте вверх и вниз, чтобы он стал переступать ножками и неглубоко приседать. Длительность упражнения 1-2 минут. Помощь в выполнении данного упражнения может сыграть музыкальное сопровождение.
5. Ходим с поддержкой.
Исходное положение – малыш стоит на столе. Поддерживайте ребенка за бочки. Теперь начните легонько вести малыша, чтобы он переступал ножками по поверхности стола. Для этого упражнения рекомендуется делать 2-3 подхода, по 4 шага в каждом.
6. Ходим самостоятельно.
Ребенок стоит. Привлеките внимание малыша вызывающими у него интерес предметами или игрушками, чтобы он переступал ножками самостоятельно. Страхуйте от падений. Во время занятия делается 2-3 подхода по 30-40 секунд.
7. Достаём игрушки.
Ребенок лежит на животе. Захватите бедра малыша и приподнимите его над поверхностью так, чтобы он опирался только на свои ручки – пусть достанет игрушку, лежащую немного впереди. Повторяем 2-3 раза в течение занятия.
8. Прогибание спинки.
Малыш лежит на спине. Мягко захватите его ножки за голени и приподнимите таз и туловище так, чтобы ребенок опирался на верхнюю часть спинки. Повторить 2-4 раза за занятие.
9. Ползаем на четвереньках.
Для выполнения этого упражнения нужно предоставить малышу достаточно свободного пространства. Покажите ребенку что-нибудь яркое и привлекательное, чтобы ребенок пополз за этим предметом, отодвигайте его по мере приближения малыша, но потом дайте ему возможность насладиться победой.