За этот месяц малыш в среднем добавил в весе 500-600 граммов, и вырос приблизительно на 2 сантиметра. Продолжают увеличиваться окружность головы и объем груди — на 1 и 1,5-2 см соответственно. Есть и новые достижения в психофизическом развитии.
В это время в рацион малыша обычно начинают вводить прикорм. Под последним подразумевается энергетически значимый объём пищи, которая по многим показателям отличается от материнского молока или смеси. Поэтому несколько миллилитров фруктового сока, которые в этом возрасте многие малыши уже получают, прикормом не считаются. Сейчас мы говорим о постепенном введении в рацион ребенка блюд из овощей или злаков, способных со временем заместить собой грудное вскармливание. Эта тема вызывает бурные споры, поскольку в данный момент в мировой педиатрии нет единого мнения о сроках введения прикормов. Есть несколько разных методик, каждая из которых приводит свои аргументы и отстаивает правоту своих взглядов по этому вопросу. Но, так или иначе, большинство школ согласно с тем, что пять месяцев – подходящее время для пробного прикорма.
Цель прикорма – проверить физиологическую готовность малыша к принципиально новой для него пище, а также помочь вкусовым рецепторам ребенка начать работать. В качестве пробного прикорма обычно используется пюре из фруктов, а его количество составляет от 5 до 20 граммов на одно кормление. Эта несложная процедура позволяет узнать готов ли малыш к приему полугустой пищи. Если ребенок выталкивает еду языком, трудно ее глотает и т.д. то разговоры о дальнейшем прикорме нужно вести с врачем.
К пятимесячному возрасту некоторые малыши уже умеют выделять из окружающих не только маму, но и других знакомых людей, которых они регулярно видят. Если к бодрствующему здоровому ребенку подойдет хорошо знакомый ему человек, ребенок обрадуется. Если же к малышу подойдет человек, которого тот видит в первый раз, то реакция может быть совершенно другой – нахмуренное личико или даже плач. То же самое распространяется и на звуки знакомых и незнакомых голосов. Ребенок прекрасно распознает звуки голоса матери и радостно на него реагирует, а вот реакцией на речь малознакомого человека, скорее всего, будет настороженность или безразличие.
Неплохо разбираются пятимесячные дети и в эмоциях взрослых: улыбаются в ответ на ласковые слова и хмурят личико или плачут, если кто-то говорит с ними строгим тоном.
Гораздо активнее, чем прежде, пятимесячный ребенок общается и с другими детьми. Увидев поблизости от себя другого малыша, ваше чадо может постараться «поговорить» с ними, потрогать его руками, взять из его рук игрушку.
Координация ручек ребенка к концу пятого месяца жизни становится гораздо лучше. Большинство малышей уже способно брать из рук взрослого игрушку, если она удобна для маленькой ручки и сумела привлечь его внимание. Кроме того, малыш теперь может подносить заинтересовавший его предмет к лицу, рассматривать и даже тянуть его в рот.
В этом возрасте дети умеют и любят лежать на животике, могут высоко поднимать корпус, опираясь на руки.
Гуление и «свирель» малыша стали ещё более разнообразными.
Улучшаются и «бытовые» навыки. Многие пятимесячные дети уже неплохо осваивают еду с ложки, способны брать пищу губами и не выталкивать еду языком. Впрочем, если ваш малыш этого еще не освоил, не страшно, скоро он обязательно научится.
Описание гимнастических упражнений и способов стимуляции нервно-психического развития смотрите в разделе четвертый месяц жизни.