То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Многие из нас ломают голову, чем бы занять шаловливые ручонки малыша, которые тянутся куда угодно, только успевай следить! То в рот, то что-нибудь на себя потянут. Дома уже давным-давно спрятаны все хрупкие и ценные предметы, чтобы не порвал, не сломал, не испортил.
Но мы так же понимаем, что экспериментирование и свобода в познании мира необходимы для полноценного развития речи и интеллекта, благотворно влияет на растущий организм, а развитие мелкой моторики помогает ручке готовиться к рисованию и письму.
Зная все это, мы покупаем малышу всяческие шнуровки, большие пазлы, мозаики и другие развивающие игрушки, чтобы поощрять развитие своего карапуза. И правильно делаем – они благотворно влияют не только на моторику. Однако не все детки воспринимают их с восторгом. Многие малыши вообще отказываются прилаживать яблоки к яблоне, а детальки от мозаики раскидывают по всему полу, тут уже мы сами развиваем собственную мелкую моторику, укладывая все это на место. Вы думаете, что ваш малыш еще не дорос до подобных игр? А вдруг ему просто неинтересно из–за его индивидуальных особенностей?
Дело в том, что мы в большинстве случаев не думаем о том, что ребенок постоянно делает ручками (и пальчиками в том числе) массу дел! Ежедневные игры и бытовые действия – среди них полно просто бесценных упражнений, которые могут понравиться ребенку больше дорогих покупных игрушек.
Наша задача – научить, подсказать, помочь, своевременно предложить те или иные материалы. Обязательное условие – чтобы игра доставляла радость и ребенку, и маме с папой. Ну-ка, пальчики, вперед!
К истокам мудрости
В Китае еще во II веке до нашей эры знали о положительном воздействии движений рук на развитие головного мозга человека. Древнекитайские мудрецы говорили, что упражнения с участием пальцев и рук помогают достичь гармонии тела и разума, благотворно действуют на мозг.
Еще одним подтверждением этому служит японская акупунктура. Ведь на кистях наших рук есть масса рефлекторных точек, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему. Если массировать определенные точки, то можно влиять на связанные с ними внутренние органы. Например, массируя большой палец, можно повысить активность головного мозга, массаж указательного пальца влияет на желудок, среднего – на кишечник. Безымянный палец связан с работой печени и почек, а мизинец – с сердцем. По крайней мере, так говорят мастера акупунктуры.
Однако не только восточные мудрецы вещают о пользе движений рук и пальцев, связь рук и развития мозга подтверждают отечественные физиологи. Например, известный русский психиатр, физиолог, невролог Владимир Михайлович Бехтерев доказал в своих трудах и экспериментах, что простые движения рук способствуют снятию умственной усталости, развитию речи ребенка, совершенствуют произношение многих звуков.
Вспомним и знаменитую фразу педагога Василия Александровича Сухомлинского «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Думается, что наши предки наверняка догадывались о чем-то подобном. Все мы знаем «Сороку-ворону», «Ладушки» и прочие народные игры. Что это, как не оздоравливающий, тонизирующий массаж на основе акупунктуры? Очень простые движения пальчиками, а такая польза! Благотворное влияние на внутренние органы, иммуностимулирующий, тонизирующий массаж – это раз, побуждение к развитию мыслительных функций и речи – это два. Живое общение малыша и мамы – это три. Все это веские причины для того, чтобы игры с пальчиками и ладошками заняли постоянное место в распорядке дня.
Когда приступать?
Развитием ребенка лучше всего заниматься с самого его появления на свет. От вас требуется всего лишь помощь. Своими малюсенькими пальчиками он хватается за наши пальцы, берет погремушки, силится поймать свои ножки. Наша задача – сделать игры с ручками эффективнее.
Детки до года не в состоянии выполнять большинство упражнений самостоятельно. Помогайте им, рассказывая потешки, стишки, загибая пальчики. Для усиления воздействия необходимо не просто сгибать пальчики, а легонько их разминать, начиная от мизинчика, постепенно переходя к большому пальцу.
Допустим, «варим» кашку сороки-вороны достаточно интенсивно, массируя ладошку круговыми движениями. Не забывайте менять ручки при игре, чтобы и правой, и левой досталось ваше внимание! Произносите стишки и потешки, сопровождающие пальчиковые игры, ритмично, четко проговаривая слоги. Ведь ребенок на вас смотрит, пытается повторить вашу артикуляцию. Думайте и об эмоциональной окрашенности речи, изменяйте скорость и тембр речи, пользуйтесь паузами, акцентируйте некоторые слова, делайте все это радостно и выразительно.
Самым маленьким рекомендуются простые народные игры. Это и «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», и многие другие потешки. Взять за основу для пальчикового массажа вы можете абсолютно любое стихотворение для детей. Главное, чтобы оно нравилось вам и малышу.
Развиваемся, купаясь
Время идет, ребенок растет. Он озорно смеется, когда вы играете в «Ладушки», убирает ручки и хлопает в ладошки сам, демонстрируя папе с мамой свои умения. Значит, пришла пора перехода от пассивного влияния на пальчики к более активному – упражнениям, которые малыш сможет сделать сам.
Много игр можно выдумать во время ежедневной процедуры купания. К примеру, шлепать ладошкой малыша по поверхности воды, отчего разлетаются во все стороны брызги. Это не только забава, но и водный массаж ручек. Пустите поплавать в ванну различные пластиковые мисочки, стаканчики, леечки, ложки, бутылочки. Переливайте с ребенком воду из одной емкости в другую, как наливать жидкость из крохотной бутылочки. Ничего страшного в том, если водичка не сразу попадет куда нужно. Тренируйтесь!
Когда малыш подрастет, он сможет наполнить стаканчик, черпая воду ложкой. Покажите ребенку, как набирать в одноразовый шприц воду и поливать ею лягушек, уточек и прочих резиновых купальщиков. Предложите малышу зубную щетку, пусть водит своим пальчиком по щетине.
Можете проделать упражнение в стиле Марии Монтессори – игра с губкой из поролона. Выберите маленькую мягкую мочалку и покажите, как можно ею набирать воду, а потом отжимать ее в мисочку. Частенько за этим занятием увлеченный малыш проводит все время купания. Дайте ребенку пару пустых флакончиков из-под шампуней. Ему понравится откручивать пробки, отдирать крышечки, заполнять бутылочки водой. А ведь это прекрасное развитие моторики!
Положите на дно ванны различные тонущие предметы: пуговицы, камушки. Пусть малыш достанет их оттуда. Наблюдайте за тем, чтобы он брал из разными способами: кулачком и всеми пальчиками. Наиболее полезен «пинцетный захват», чтобы работали два пальчика – большой и указательный. Добытые сокровища можно сложить в стаканчик, потом опять выложить в ванну. Только следите за тем, чтобы ребенок не попытался засунуть одно из этих сокровищ в рот или в нос. Можно выложить в воду мелочевку из киндер-сюрприза, доставая ее ложечкой либо небольшим ситечком.
Для деток постарше можно прибавить ко всем этим игрушкам несколько пластмассовых нетугих прищепок и одноразовую пластиковую тарелку. Сделайте вместе с ребенком из этого набора солнышко, цепляя по кругу прищепки к тарелочке.
Безусловно, прекрасная игрушка для купания малыша – набор фигурок из вспененной резины. И чем меньше они будут, тем лучше! Пусть ваш ребенок с упоением лепит их на мокрую стенку и с восторгом отдирает. Так он в занимательной игровой форме изучает морских обитателей, знакомится с геометрическими фигурками, начинает осваивать и буквы, и цифры.
Пластилин и компания
Заблуждением многих родителей является то, что они думают о необходимости что-либо обязательно из пластилина лепить. Потому он и подходит лишь в качестве материала для творчества детей постарше. Однако это не совсем верно. Действительно, для подросших деток лепка – занятие очень благотворно влияющее на развитие творческих способностей, фантазии и тренировки пальчиков. Но все это будет после. А что же делать, пока ребенок маленький? Ждать? Давайте посмотрим на пластилин как на материал, развивающий не только творческий потенциал, а и моторику. А выполняет он эту задачу просто «на отлично».
Для годовалых и полуторагодовалых деток лучше выбрать вместо пластилина специальную массу для моделирования. Она как раз предназначена для юных естествоиспытателей, обладает пластичной, мягкой консистенцией и абсолютно безопасна, даже если малыш решит попробовать ее «на зуб». Однако если такой массы найти не удается, не беда! Вам вполне по силам изготовить самим соленое тесто. Делается оно очень быстро, его можно хранить в полиэтиленовом пакете в холодильнике, кроме того, совершенно безвредно.
Приготовить тесто очень просто. Смешайте 1 стакан соли «Экстра» со стаканом муки, налейте столовую ложку растительного масла и добавьте полстакана воды. Как следует вымесите тесто в миске, поставьте его на несколько часов в холодильник. Потом с тестом можно работать.
Какие же игры с тестом можно придумать для годовалого ребенка? Для начала просто разомните его ручками. Отделите небольшой кусочек размером с грецкий орех, продемонстрируйте малышу, как его можно перекладывать из руки в руку, разминать, раздавливать. Если ребенок справляется, то дайте ему кусочек теста побольше. С каким восторгом он будет запускать ручки в миску, тыкать пальчиками в тесто. Это поможет не только укреплению пальцев, но и послужит развитию тактильных ощущений. Малыш будет изучать свойства нового для него материала, и его развеселит игра.
Попробуйте ее усложнить. Спрячьте в тесто на глазах у ребенка несколько небольших игрушек, к примеру, из киндер-сюрприза. Чтобы найти их, юному кладоискателю придется немало потрудиться, проявить сообразительность и ловкость. В случае, если подобная забава приглянулась вашему малышу, попробуйте спрятать предметы более мелкого размера. Допустим, пуговицы. При этом наблюдайте внимательно за тем ,чтобы они не оказались у ребенка во рту.
Сыграйте с ребенком в кулинаров. Слепите «блинчики», «оладушки». Продемонстрируйте, как расплющить кулачком или ладошкой кусочек теста, хлопайте вместе по тесту ручками то сильнее, то слабее, пусть он лепит «пирожок». Ваша задача – похвалить юного кулинара за его шедевр. Затем угостите свежей выпечкой кукол, предложите еще сделать для них «ягодки» и «конфетки». Для их изготовления отщипывайте небольшие кусочки теста, выкладывайте их в мисочку. После того, как ребенок привыкнет к тесту, катайте вместе колбаски и колобки. Поломайте колбаски на разного размера кусочки, плющите их пальчиками, заверните рулетиками. Не страшно, если они окажутся корявыми и неровными. Запомните, что все это вы делаете для вашего ребенка, и важен здесь процесс, а не конечный результат.
Забавы на кухне
Вы знаете, что на кухне находится прекрасный и к тому же доступный продукт, способствующий развитию мелкой моторики? Это всем известные крупы. Если вы не пугаетесь задачи собирать потом по всей кухне пшено или горох (я использовал маленький надувной бассейн), то сделайте с малышом простые, но очень эффективные упражнения. Они наверняка ему понравятся.
Сперва высыпьте любую крупу ровным слоем на пол, продемонстрируйте ребенку, как нарисовать на импровизированном холсте пальчиком. Потом порисуйте вместе с ребенком палочки, точки, прочие «каляки-маляки». Можно использовать в качестве кисточки не только указательный палец, но и другие пальчики по очереди, всю ладошку целиком. Пусть ребенок перебирает мелкие крупинки своими ручками, сжимает их в кулачке.
Можно насыпать крупу в кастрюльку и спрятать там различные небольшие игрушки, как до этого в тесте. И ребенок должен будет их там отыскать. Усложните задачу. Залейте крупу в кастрюльке водой. Малыш с превеликим удовольствием будет засовывать руки в получившуюся смесь.
Если ребенок вырос из таких игр, то поиграйте с ним в «Золушку». Перемешайте для этого в маленькой кастрюльке немного фасоли и гороха. Пусть малыш рассортирует их в разную посуду. Фасолинки можно брать в ручку разными способами: щепотью, указательным и большим пальчиками, средним и большим и т.п. Можно рассортировать и макароны разных видов. Также можно сделать «бусы» для мамы или сестренки из больших «рожек». Для этого надо нанизать их на шнурок и раскрасить по своему вкусу. Маленьким детям сложно продевать непослушный шнурок сквозь крохотную дырочку. Тогда возьмите для этих целей упругий тонкий провод.
Полезно нанизывать и разрезанные на кусочки отслужившие свое фломастеры либо фигурки из картона с проделанными в них дыроколом отверстиями. Для самых маленьких можно предложить такую забаву – нанизывать сушки. Получатся супербусы для папуасов, к тому же еще и съедобные.
Вашего ребенка как магнитом притягивает прозрачная коробка с зубочистками? Пусть малыш под вашим присмотром высыпает зубочистки на стол, потом складывает их обратно. Если вы волнуетесь за безопасность карапуза, отрежьте острые края зубочисток.
Здесь же, на полюбившемся для игр месте – на кухне, есть еще одно чудесное приспособление – холодильник. К нему можно приклеивать, а потом снова отклеивать самые разные магнитики и многоразовые наклейки.
Вам нужно почистить картошку в мундире или отваренные яйца? Делайте это вместе с ребенком! Безусловно, ваш малыш не сделает все безупречно с первого раза, вам придется много переделывать и убирать мусор с пола, но ведь эта операция так полезна для пальчиков вашего ребенка! И помощник мамин растет – мотивация закрепляется.
Иногда позабудьте об этикете и разрешите ребенку поесть руками. Предложите ему изюм, различные ягодки, зеленый горошек, очищенные и сваренные овощи, порезанные кубиками (морковь, картофель, кабачок, свеклу).
Всего по чуть-чуть
Многие малыши обожают рвать бумагу. Такое занятие доставляет маме массу хлопот. Ребенок рвет книжки, пытается отгрызть кусочки бумаги, часто успешно, потом их приходится извлекать изо рта, при этом малыш кусается и нервничает. Но из такого безобразия также можно извлечь кое-какую выгоду. Ведь упражнения с бумагой служат для развития моторики, но кроме того, помогают выплеснуть накопившееся раздражение, избавиться от негативной энергии. Не предлагайте малышу журналы или газеты, только белую писчую бумагу либо бумажные салфетки.
Что делать с бумагой? Мять и расправлять снова, разглаживать ладонью, разрывать на полоски, отщипывать небольшие кусочки. Малышам до полутора лет предложите сделать простую обрывную аппликацию. Пусть ребенок отрывает от салфетки кусочки и клеит их на бумагу, смазанную клеем. Как вариант можно вырезать из картона какой-нибудь силуэт – тарелочку или животное, приклеивать бумажные обрывки на него. Пусть у собачки появятся таким образом пятнышки, а у тигра полосочки. Покажите ребенку, как сминать бумагу в комочек. Так получатся объемный снежный ком, снегопад или цветочки на зеленой лужайке.
Можно вместе с ребенком укладывать кусочки бумаги в горлышко пластиковой бутылочки. Можно скатать эти обрывки в шарики. Зачистите от серы спички и разбросайте по полу вместе с пуговицами. Сыграйте с малышом в веселых грибников. Поясните, что вы отправились в лес, собирать его дары – грибы да ягоды. Подбирайте ваши находки с пола и укладывайте в бутылку. Проделывайте все весело, с песенкой. Можно предложить такую: «По малинку в сад пойдем…». Это и приятное времяпрепровождение, и весьма полезное упражнение.
Когда ребенок подрастет, научите его обводить контур своей ладони и других предметов: стаканчиков, блюдечек, формочек для песка и печенья. А можно поиграть в пальчиковый театр. Пальцы станут настоящими артистами театра в ярких костюмах и гримом. Нарисуйте для этого на подушечках пальцев личики фломастерами на водяной основе, чтобы потом все это творчество можно было отмыть. Для начала возьмите в репертуар простую сказку, например, «Колобок» либо «Теремок».
Можно разнообразить эту игру. Изготовьте заранее пальчиковые куклы. Вариантов здесь масса. К примеру, изобразите на кусочке картона головки персонажей (дедушка, бабушка, внучка, Колобок, медведь и т.д.) маленького размера. Раскрасьте по своему вкусу, можете привлечь к этому занятию свое чадо, вырежьте. После этого приклейте к ним ободочки-колечки из бумаги, с их помощью фигурки будут одеваться на пальчики. Как вариант можно обойтись и без бумажных ободочков, а приклеить либо пришить к изготовленным «маскам» малюсенькие резинки для волос. Это крепление более надежно, нежели бумажное. Да и кукол удобно надевать на пальцы, держатся фигурки хорошо.
Если возникнет желание, можно украсить ваших пальчиковых артистов прическами из толстых шерстяных ниток, даже завязать им банты и т.д. Если вы не особо сильны в рисовании (впрочем, шедевров от вас и не требуется, чем занятнее рожицы – тем веселее играть), можете поступить по-другому. Возьмите дешевую детскую книжку со сказкой, к примеру, все с тем же «Колобком», вырежьте героев оттуда, наклейте их на картон, дальнейшее вам известно.
Когда у вас дома будет набор таких кукол, вам не придется скучать ни долгими зимними вечерами, ни в весеннюю непогоду, ни в летний дождь, ни в осеннюю распутицу, ни в очереди к врачу. В любое время можно будет разыграть настоящий спектакль с любимыми героями, придумать свою сказку, используя персонажей из нескольких знакомых сказок. Это и полезно, и увлекательно.
Развитие моторики мамы
Если у мамы (или папы – редкость, но бывает) найдется время, есть умение и желание, то она сможет изготовить своему ребенку всяческие игрушки и приспособления, которые станут отличными тренажерами крохотных пальчиков. К примеру, пару мешочков из ткани различных фактур, заполненных различными же предметами – горохом, фасолью, пшеном, гречкой, солью. Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша. Заполняйте мешочки не туго, как следует прострочите швы, дабы они не лопнули от сильного рывка вашего карапуза.
По такому же принципу можно изготовить мягкую игрушку. К примеру, гусеницу из шариков с различными наполнителями. Либо веселую божью коровку с разными лапками и шершавыми кружочками на спине. Изготовьте лапки из толстых веревок с завязанными на них узелочками. Сперва ребенок будет перебирать эти узелки пальцами, а потом их развяжет, попозже сможет и завязать. Спинка божьей коровки – это плацдарм различных полезных приспособлений. Здесь можно разместить крупные пуговицы, нанизанные на веревку, костяшки от старых счет или бусины, всяческие застежки-липучки и шнурочки, ремешки, молнии, пряжки. Разбираясь со всем этим богатством, малыш будет развивать моторику пальчиков.
Не беда, если не получается сшить игрушку самим, можно использовать подходящую зверушку или просто детскую подушечку, куда и нашить все эти мелкие штучки.
Можно заинтересовать малыша ковриком с чудо-домом. Параметры его зависят лишь от вашего желания как следует потрудиться. Пришейте на матерчатую основу изображение домика (можно нескольких). Наша задача – чтобы у здания было как можно больше дверей и окон. Для их закрывания будем использовать всяческие застежки: и пуговицы с петельками, и липучки, и крючки, и ремешки, и молнии, и кнопки, и шнурки-завязки. Представьте себе удивление крохи, когда он откроет окошечко, а там окажется персонаж его любимой сказки! Количество и состав жителей зависят лишь от полета вашей фантазии. Для работы можно применить ткани различных фактур, пришить все те же веревочки с узелками и пуговички-бусинки.
Не сомневайтесь, что изготовленный любящими мамиными либо бабушкиными руками коврик станет самой любимой игрушкой малыша. Веселитесь вместе с ребенком и развивайте пальчики! Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. Развиваем мелкую моторику. Детский психолог консультации.
Елочку готовите? Пора, пора …
Interesno.spasibo.Moya do4′ ei 5 mesazev lubit igrat’ s plastikov’mi stakanami,oni shumat kogda ona ih mnet,ei eto nravitsa,beret v rot.eto podhodit pomogaet dla ee razvitiya?
Конечно, отличный способ, спасибо, что поделились опытом.
Да, советы оочень замечательные, ну вот есть одна проблема не все детки будут заниматься. Я своему давала и тесто и пластилин, так он это в рот тащит, даешь крупу он просто разбрасывает все по столу и идет делать дальше свои дела. Ну а бумагу конечно мы любюители тоже помять )
Алина, помять бумагу – это тоже не мало!
Попробуйте дать ему повозиться с крупой в сухой ванне одетым, или можно раздеть и дать ему поиграть с крупой прямо в воде (лучше налить немножко).