Мы помогаем детям овладевать новыми знаниями и навыками, постепенно усложняя задачи и стремясь к тому, чтобы к совершеннолетию ребенок мог легко ориентироваться в жизни. Но как понять, не слишком ли мы задираем планку? Ницше говорил: «Все, что не убивает меня, делает меня сильнее». Не убиваем ли мы завышенными требованиями веру ребенка в собственные силы и желание поддерживать с нами контакт?
Представьте себе восьмилетнего мальчишку, которого отец заставляет за 2 недели научиться подтягиваться на перекладине 7 раз (мальчик умеет подтягиваться только один раз). Отец говорит, что если сын не выполнит этот «норматив» в срок, то он не возьмет его на рыбалку. В принципе, объективно это возможно сделать, но имеет ли значение объективность, если ребенок не верит в то, что он сможет? Что произойдет дальше? Ясно, что ребенок опустит руки, будет ходить подавленный и озлобится на отца. Контакт с сыном, а значит и влияние на него отца (я имею здесь ввиду авторитет любимого человека, а не пугала с дубиной) значительно ослабнут. И кто выиграл от такой упертой жесткости и необдуманной требовательности? Через две недели ребенок подтягивается 1 раз (он даже и не пытался тренироваться – цель кажется ему недостижимой) и отношения испорчены.
А мог бы подтягиваться 2 раза… Далее, окрыленный отцовской поддержкой и похвалой, еще через 2 недели – 3 раза, а через полгода – 10. В моем примере (а это реальный пример, из жизни) ребенок через полгода вообще наотрез отказывался подходить к турнику.
Детский психолог Выготский ввел в психологию поняте «зона ближайщего развития» – это, то что ребенок делать еще не умеет, но уже готов, возможно, с помощью взрослого, освоить, – до чего рукой подать, что кажется ему вполне реализуемым и поэтому интересным. По обе стороны зоны ближайшего развития – болото. С одной стороны – застой из-за всякого отсутствия напряжения и дискомфорта у ребенка, с другой – ступор из-за чрезмерных требований, как в нашем примере. Как определить зону ближайшего развития ребенка в том или ином занятии? Ответ прост: слушайте ребенка и ставьте цели совместно.
Помните хорошую грузинскую поговорку: широко шагаешь – порвешь штаны. Лучше маленькими шажками, но регулярно – сбережете и усилите веру ребенка в себя и воспитаете настойчивость. Не нужно 3-х летнего ребенка заставлять собирать игрушки – это непосильная для него задача, собирайте вместе, играя, но не требуйте. Не ожидайте, что 5-летний ребенок будет кристально честен перед вами, а 2-хлетний будет с радостью делиться своими игрушками в песочнице – это не просто маловероятно, это не нормально в таком возрасте. Помните о зоне ближайшего развития: всему свое время и свой темп.
Каждый ребенок развивается по своей индивидульной биологической программе, со своей скоростью. Более того, это скорость разная в разных сферах его деятельности и то снижается, то увеличивается время от времени. Основной фактор, определяющий оптимальную скорость движения вперед – интерес ребенка: заинтересуйте его и он сам определит наилучший для него темп и укажет вам зону ближайшего развития для того, чем он занимается. Не принуждайте его и не пытайтесь перехитрить природу. Показывайте, заинтересовывайте, наблюдайте и слушайте. Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. Зона ближайшего развития. Детский психолог консультации.
Кошка Нора – пианистка, звезда мировой величины:
лучшее за сегодня…
Мы помогаем детям овладевать новыми знаниями и навыками, постепенно усложняя задачи и стремясь к[...]…