Можно потыкать пальчиком … Когда моей дочери было 8 лет, я предпринимал многочисленные (и тщетные) попытки убедить ее заняться музыкой. В результате сошлись на том, что она будет заниматься дома под руководством нашей соседки, у которой было музыкальное образование. После 2-х месяцев занятий дочь категорически отказалась продолжать обучение. Настаивать было бесполезно. Но было жаль отказываться от этой затеи – у дочки явно был талант – и я стал думать, что можно предпринять. И вот что я придумал.
Я дал ей отдохнуть 2 месяца, чтобы страсти улеглись и сопротивление спало (я замечал, что время от времени она подходит к инструменту и что-то пытается наигрывать). Затем у нас с ней состоялся примерно следующий диалог:
- Доча, а что тебе не понравилось в занятиях музыкой?
- Ну, она задавала домашние задания и кричала на меня, когда у меня не получалось (это было для меня открытием).
- А слышала ты когда нибудь про «Школу веселого фортепьяно»?
- Нет (с интересом).
- Это такая школа, в которой работают молодые и веселые учительницы (у дочки был приятный опыт общения со студентками-воспитателями в художественном кружке при одном известном магазине игрушек, куда мы с ней ходили каждое воскресенье). Как Женя и Юля (имена воспитателей). И они совсем не задают домашних заданий.
- Здорово! (вот оно – рождение нового позитивного образа, никаких уговоров больше не требуется).
- И ты сможешь сама выбрать ту преподавательницу, которая тебе понравится больше всего.
- !!!
Далее мы пошли с дочкой в консерваторию и я попросил преподавателей спросить у их студенток (тех, кого они могли назвать веселыми и приветливыми), не хотят ли они позаниматься с дочкой. На следующий же день дочка уже с удовольствием занималась с новой учительницей музыки – худенькой улыбчивой студенткой ростом чуть выше дочки.
После это случая мне окончательно стало ясно, что хорошее обучение – это прежде всего веселое обучение. То же самое можно сказать и про воспитание в целом. Основной рецепт я бы сформулировал так: перестать сдвигать брови и с улыбкой на лице заразить ребенка созидательными и радостными перспективами какого-то увлекательного занятия. Принуждение рождает только отвращение: многие из моих знакомых и клиентов, получивших музыкальное образование «из-под палки», не подходили к инструменту с момента окончания музыкальной школы – тошнило. Вместо принуждения, мы с вами почти всегда можем воспользоваться нашим интеллектуальным преимуществом перед ребенком и в хорошем смысле «перехитрить» проблему. Нужно только не спешить и спокойно поискать решение. Это нам вполне по силам, правда?
Спасибо за пианино! С удовольствием «поиграли» с малышом