Согласно последним исследованиям примерно 11% жителей США в возрасте от 18 до 24 лет не смогли найти свою страну на карте мира. Бывший президент США Буш прокомментировал это со свойственной ему оригинальностью:
«Почему это мы считаем, что наши дети обязательно должны знать, где Соединенные Штаты находятся на карте? Они и так уже здесь.»
Россия десятилетиями считалась страной с высочайшим качеством образования и, как известно, самой читающей в мире. Можно не сомневаться, что даже изрядно принявший на грудь тракторист из деревни Большое Бухалово (такая деревня на самом деле существует в Вологодской области, можете проверить) своим зорким взглядом легко отыщет на карте близкие каждому русскому сердцу, похожие на коровью тушку очертания. Но вот беда: результаты авторитетных международных исследований качества школьного образования показывают, что с умением применять на практике полученные знания у российских школьников далеко не все так гладко, как у нашего тракториста …
Всего таких исследований три: PIRLS (умение читать и понимать текст – для младших классов), TIMSS (математические и естественно-научные знания – с 4 по 8 классы) и PISA (математика, естественные науки + анализ текстов – пятнадцатилетние подростки). По результатам PIRLS – Россия стабильно на первом месте, что подтверждает статус нашей страны как самой читающей (по крайнем мере среди малышей), и, кроме того, говорит о высоком уровне начального образования. TIMSS – уже заметно хуже: российские школьники занимают 10-12 места среди примерно 50 стран, принимающий участие в этом исследовании (каждое их этих трех исследований проводится 1 раз в 2-3 года).
А вот PISA преподносит нам сюрприз – наши 15-летние подростки плетутся в хвосте во всех трех «номинациях» (математика, естественные науки, тексты). В 2003 году – 25-30 места из 40 стран участников, в 2006 году – 35-37 места среди 57 стран участников, где-то между Чили и Турцией. Результатов теста за 2009 мне до сих пор найти не удалось (наверное, тщательно скрываются чиновниками Министерства образования). В чем же причина таких печальных результатов?
Дело в том, что PISA проверяет не столько знания, сколько умение ими распоряжаться на практике, их применение в реальной жизни. Наша система образования, как известно, «заточена» на обучение детей решать задачки по шаблону. Там, где нужно пошевелить мозгами, а тем более высказать собственную точку зрения, начинается «плавание». Да и вообще, кому нужна личная точка зрения ребенка, что она ему может дать и зачем шевелить мозгами, если взрослым дядям лучше знать как правильно? Сиди себе тихо и зубри, не высовывайся, тогда сдашь ЕГЭ и спокойно попадешь в квадратно-гнездовой ВУЗ, где тебя научат всему тому, что твои старшие товарищи на реальной работе (за редким исключением) будут воспринимать в лучшем случае со снисходительной улыбкой.
Наши подростки легко решают квадратные и тригонометрические уравнения по заученным схемам, но оказываются в тупике пред необходимостью рассчитать количество плитки для пола, оценить наилучшее место для строительства электростанции или сформулировать и обосновать свою позицию в споре о пользе и вреде граффити.
Японцы говорят: знать и не уметь сделать – ничего не знать. Анализ результатов работ наших старших школьников показал, что они не умеют:
- искать закономерности на основе фактов,
- извлекать для решения практических задач полезную информацию из схем, таблиц и графиков,
- кратко излагать содержание большого текста,
- делать обоснованный выбор из нескольких вариантов,
- планировать и определять цель написания текста.
Проблема в том, что существующая в России система образования, за исключением небольшого числа передовых школ, не учит детей думать. Откуда возьмется у них желание учиться (у российских старшеклассников мотивация к учебе одна из самых низких), если обучение воспринимается ими не как увлекательная игра, удивительная и захватывающая, а как скучная и бессмысленная зубрежка? Акцент не на естественном желании узнавать новое и практически полезное, а на страхе получить плохую оценку, быть наказанным и не поступить в вожделенный ВУЗ часто превращает обучение в старших классах в тяжелую повинность. Измеряемый в рамках таких исследований уровень тревожности российских старшеклассников при выполнении заданий оказывается на 15-20 процентов выше средних по всем странам показателей. У финнов и голландцев – у них одни из самых высоких результатов по PISA – показатели тревожности самые низкие.
В некоторых странах (например, в Германии) низкие показатели по PISA рассматриваются как угрожающие национальной безопасности и служат основанием для масштабных реформ и «оргвыводов». А большинство из нас даже не знают об этом исследовании, а главное – о наших результатах. Было бы, конечно здорово, если бы эти результаты с подачи государства получили широкое обсуждение в обществе и, возможно, привели бы к тому, что неповоротливая «образовательная машина» пусть со скрипом, но начала бы поворачиваться лицом к инициативе, мыслям и чувствам наших детей. И способы, и деньги на этот «разворот» тогда нашлись бы – тут ведь не надо открывать Америку, достаточно использовать лучших опыт, а это значительно экономит бюджет. Может быть тогда подростки стали бы больше думать о своей будущей жизни, меньше бы пили, кололись и шатались без дела от скуки? Но, как мы уже научены историей, если факты замалчивают, значит это кому-нибудь нужно. Вот только кому?