Ваш ребенок-школьник стал вялым и флегматичным или наоборот раздражительным и агрессивным? С ним невозможно совладать ни в школе, ни дома? И к репетитору по любимому предмету, куда раньше мчался так, что и напоминать не надо было, теперь идти ни в какую не хочет? Жалуются учителя, портятся оценки. Вас вызывают в школу на воспитательную беседу и сетуют на то, что ребенок постоянно витает в облаках. Возвращаясь домой после такой беседы, не спешите хвататься за ремень или ругать своего отпрыска.
Возможно, причина ухудшившихся успеваемости и поведения в том, что настал конец текущей учебной четверти, день ребенка под завязку набит уроками, дополнительными занятиями, посещением кружков, в общем, массой полезных вещей. Гулять совершенно некогда и свежий воздух школьник получает только тогда, когда спешит из дома в школу и к репетитору. В результате в мозг поступает мало кислорода и он быстро утомляется, происходит разбалансировка процессов возбуждения и торможения, становится затруднительным переключение с одного занятия на другое. При этом мы часто можем наблюдать картину, когда ребенок целый день сидит над одной задачей. Он не в состоянии ни собрать свои силы, ни начать делать что-либо другое.
Характерным проявлением утомленности мозга служат непродуманные действия и движения, а в дневнике вашего ребенка запросто могут появляются примерно такие записи: «Мешал сосиской в компоте соседа» – он часто просто не в состоянии осознать, что делает.
Душевный комфорт ребенка является основой его физического благополучия и положительно влияет на деятельность его мозга. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок воспринимал дом как островок уюта и комфорта, чтобы он чувствовал себя защищенным, любимым, успешным. Иногда любовь для его – лучшее из всех лекарств.
Признаки нейродинамических трудностей
Вас должно насторожить следующее:
- чаще чем обычно ребенок забывает дома учебник, тетрадь, дневник,
- не успевает либо забывает записать задание на дом,
- изменяется почерк (укрупняется или становится чересчур мелким), если бумага нелинованная, написанные ребенком строчки стремятся вниз,
- увеличивается количество нелогичных ошибок, описок, ребенок начинает все чаще не дописывать слова, пропускать буквы,
- самостоятельное задание на уроке выполняет не сразу, а то и вовсе приступает к нему уже под конец урока,
- жалобы на то, что болит голова, живот, тошнит, плечи опущены, походка шаркающая,
- обилие необдуманных действий и движений,
- заторможенность либо агрессивность,
- неостановимый плач или смех,
- периодически роняет пенал, ручку, тетрадь (школьник подсознательно стремится поменять позу, чтоб хоть как-то подпитать и стимулировать истощенный мозг, часто внимательные и опытные учителя дают детям немного подвигаться во время урока – просят намочить тряпку, принести мел, стереть с доски: все это необходимо сделать для того, чтобы сохранить работоспособность).
Делаем домашние задания правильно
Для начала организуйте пространство для занятий. Оно не только должно соответствовать общим гигиеническим требованиям, предъявляемым к рабочему месту (освещение, проветренная комната и пр.), оно должно быть обязательно структурированным. Разместите достаточное количество коробочек, разделителей, ящичков на столе, под столом, в шкафу, на полках. Это необходимо для того, чтобы помочь школьнику разложить все предметы по своим местам. Когда есть пространственная структура, то и в голове детей возникает подобный порядок.
Следите за временем. Обязательно делайте короткие промежутки по 10-15 минут между выполнением разных заданий. И над одним заданием не позволяйте засиживаться долго. Предложите ребенку самому за этим проследить с помощью часов со стрелкой либо будильника. Очень полезно, когда будильник сигнализирует об окончании долгого периода (большое задание на дом, игра, уборка и пр.). Можно для этих целей применять таймер микроволновки либо настроить мобильный телефон.
Выдерживайте ритм. Младшие школьники, испытывающие проблемы с работоспособностью, должны после 20 минут активности делать 10-минутный перерыв.
Отмечайте даже самые крохотные успехи ребенка. В перерывах между занятиями делайте для него что-либо хорошее, особенно – приятные сюрпризы.
Рекомендуемые занятия в перерыв:
перекус – банан, чай с лимоном, цитрусовые, мед, орехи, цукаты; не надо выпечки, бутербродов, сдобы;
гимнастика или просто веселая беготня;
помощь по дому;
игры.
Категорически не рекомендую в перерыв:
телевизор,
компьютер,
Полезно для мозга:
белый снег, солнечный свет,
катание на коньках, бег на лыжах, плавание,
смена деятельности,
хорошо проветриваемые комнаты,
ароматы лавра, цитрусовых, хвойных.
Вредно для мозга:
курение родителей: в комнате, где ребенок, не должно быть даже запаха табака – он очень вреден для развития мозга.
Дыхательные упражнения:
Мини-футбол: на столе обозначают двое «ворот», нужно дуть на шарики от пинг-понга, чтобы попасть ими в ворота противника.
Удержать шарик: кто дольше всех продержит воздушных шарик в воздухе, дуя на него снизу.
Звук «с-с-с»: можно посоревноваться, кто дольше всех протянет звук «с-с-с».
Задувание свечи: заставить трепетать подвешенный лист бумаги – сначала с небольшого расстояния, потом его увеличивать.
Сделать вдох полной грудью, потом на выдохе сказать скороговорку: «Сидели на пригорке 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка…». Кто сосчитает больше Егорок?
Тонизирующие процедуры:
Массаж воротниковой зоны – проделывайте его струей душа, массажной рукавичкой.
Применение контрастного душа. Выбирайте температуру, старайтесь, чтобы ребенку было комфортно. Голову обливать не надо.
Купите малышу специальные массажные стельки в ботинки. Пусть ребенок поносит их некоторое время, например, по дороге в школу и домой. Используйте массажные тапочки дома.
50 шагов по холодной воде. Для этого упражнения воду комнатной температуры налейте на дно ванны, постелите массажный коврик. Пусть ребенок на него становится и ходит. Можно отсчитывать шаги либо петь ритмичную веселую песню.
Не менее двух сеансов массажа в год.
Подпитаем мозг:
Давайте ежедневно ребенку витамины группы В – например, «Нейромультивит».
Давайте ребенку глицин – это не лекарство, а обычная аминокислота, потребление которой головным мозгом вашего ребенка повышено при высоких нагрузках.
Этих рекомендаций вполне достаточно, чтобы заметить существенные перемены в успеваемости, поведении и эмоциональном состоянии ребенка, если причина проблем – перегрузки в школе. Если все это не помогло, ищите другую причину (влюбился, наркомания, прессинг со стороны сверстников и др.) или обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу.
Краткая история ВСЕГО за 3 минуты: