Домашние хлопоты и работа обычно мешают родителям уделять внимание развитию ребенка. Но это не про нас с вами. Сегодня «разберемся» с домашними хлопотами. На кухне для малыша можно найти множество интересных и полезных занятий, ведь это одно из самых важных и интересных мест в любом доме. Пища для тела может легко стать пищей для ума …
Большинству матерей приходится массу времени посвящать кухне. А любознательный малыш мешает и постоянно вертится под ногами. Частая реакция усталой мамы — окрик: «Иди в свою комнату и не мешай!». Можно понять. Но мудрая мама использует эту кухню как лабораторию, чтобы помочь ребенку развить восприятие, мышление, воображение, речь и память.
Учимся говорить
Ребенок на кухне может обогатить свою речь названиями овощей и фруктов: горох, сельдерей, чеснок, картофель, киви, ананас. Старайтесь проговаривать слова четко, многократно повторяя их. Немного спустя можно как бы невзначай спросить у ребенка: «что сейчас мамочка чистит?». Для малыша такая «помощь маме» станет новой увлекательной игрой.
Между делом вы познакомите малыша с обобщающими понятиями. Разложите принесенные из магазина покупки – отдельно фрукты: груши, яблоки, сливы, персики и бананы; отдельно овощи: картофель, морковь, лук. Сортируя продукты, объясняйте ребенку, чем именно вы занимаетесь.
Загадки как и сказки — один из самых быстрых путей к развитию речевых навыков. «Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке» (капуста) или «Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка» (догадайтесь сами). Ребенок будет счастлив поддержать игру и может сам начнет сочинять загадки о той же капусте: «зеленая, круглая, хрустящая». Здесь же было бы уместно познакомить малыша с оттенками цвета на примере отличия зеленого от салатового – у вас и листья салата под рукой.
Не забывайте и о «фруктово-овощных» сказках и развивающих программах, которые прямо на кухне можно включить малышу на плеере, музыкальном центре или на нашем сайте, если у вас есть ноутбук или компьютер на кухне. Знакомые с детства «Репка» да «Вершки и корешки» не только развлекут ребенка, но и позволят вам вместе с ним внимательно рассмотреть овощи и научить ребенка отличать корешки от вершков. Затем разделите овощи на две группы: со съедобными корешками и со съедобными вершками.
Если ребенку уже исполнилось два годика, можно переходить к более сложным развивающим играм. Поочередно берите в руку продукты, говорите ребенку их название и попросите определить слова, в которых есть звуки «а», «д», «я» или другие. Поначалу для малыша это будет очень сложным заданием, поэтому следует произносить слова очень четко, проговаривая каждый звук. Это упражнение отлично развивает фонетический слух ребенка.
Правильное употребление предлогов — залог грамотности, учиться этому необходимо начинать как можно раньше. Разложите продукты в разные места и спрашивайте ребенка: «Где мандарины?» – «На столе», «Где ананас?» – «В холодильнике». Эта игра может быть бесконечной.
На кухне ваш малыш научится сравнивать предметы: «Эта ложка тяжелее, эти апельсины кислее, эта каша солонее». Обязательно поправляйте ребенка, если он ошибается при образовании сравнительных форм речи: «слаЩе» вместо «слаЖе».
Развиваем мышление
Предложите малышу рассортировать по разным коробкам или полкам продукты, различающиеся по форме и размеру. Отдельно — круглые (помидоры, капусту, яблоки), отдельно — продолговатые (кабачки, баклажаны, огурцы). Ту же увлекательную игру можно продолжить, сортируя маленькие (вишню, ежевику, сливу) и большие (арбуз, дыню, тыкву). Малышу не следует поднимать тяжелый арбуз, поэтому здесь можно обойтись только одной коробкой, куда ребенок сложит маленькие продукты. В углу кухни останутся только большие.
Тренируйте цветовое восприятие вашего ребенка, предлагая ему отобрать все красные или зеленые продукты. Когда он успешно справится с заданием, можно усложнить игру, попросив ребенка выбрать из всех фруктов «не красный и не синий, не большой и не маленький». На этом этапе можно ввести понятие «среднего». Если арбуз велик, а ягода клубники мала, то яблоко — хороший пример среднего размера.
Научите ребенка определять продукты на ощупь. Для этого малыш должен с закрытыми глазами пощупать любой овощ и постараться отгадать, что же это он щупает. Открыв глаза, он сам сможет убедиться в правильности или неправильности своего ответа. Кроме развития мышления эта игра развивает самоконтроль. Ведь здесь правильность ответа определяет не мама, а он сам.
Игры с закрытыми глазами можно продолжить, обучая ребенка определять продукты по их вкусу и запаху. Постепенно малыш научится распознавать вкус любимых и не очень лакомств и правильно называть их, даже не глядя.
Предложите малышу подобрать крышки к банкам разных размеров и форм. Для начала поставьте их перед ним уже закрытыми и пусть он сам их откроет, а потом закроет вновь. Если он справится с этой простой задачей, то ее можно будет усложнить, поставив на столе открытые банки и сложив крышки в углу стола. Так ребенок решат свою первую головоломку.
Если в хозяйстве найдется несколько непрозрачных мешочков, то два из них заполните ватой, два — бобами, два — гречневой крупой и еще по два — горохом и манкой. Попросите ребенка на ощупь рассортировать мешочки по парам с одинаковым содержимым.
Разложите на столе несколько продуктов и попросите малыша внимательно присмотреться к ним. Потом предложите ему выйти на минутку из кухни и спрячьте один из продуктов. Когда малыш вернется, поинтересуйтесь у него, «какого продукта не хватает на столе». Самым маленьким для этого упражнения будет достаточно и двух предметов, затем их число можно увеличивать. Эта игра развивает память и внимание ребенка.
Мелкая моторика
Поиграйте с ребенком в «кладоискателей», набросав мелких игрушек в тазик с пшеничной крупой. Сначала научите малыша искать и выкапывать игрушки, потом он и сам станет прекрасно справляться с этим, складывая свои находки в маленькую корзинку.
Здесь будет уместно рассказать малышу сказку о Золушке, которой помогли разобрать зерно птички. Заинтересовав таким образом малыша, смешайте в миске два сорта крупных зерен и попросите ребенка разложить их по разным чашкам. Количество сортов тоже можно постепенно увеличивать.
Затем можно перейти к более сложным сортировочным играм, заодно научив ребенка пользоваться ситом. Смешайте горох с манной крупой и объясните малышу, что даже его маленькие ловкие пальчики не смогут быстро отделить крупный горох от мелкой манки. Можно сначала дать ему попробовать справиться с заданием без сита. Потом показать, как быстро и легко через сито просеивается манка, а горох задерживается. Для ребенка это маленькое чудо, поэтому обязательно объясните, что ячейки сита крупнее манных крупинок, свободно проходящих в эти узкие отверстия, а горох слишком крупен.
Манной крупе можно найти развивающее применение, насыпав ее тонким слоем на противень. Малыш сможет в этом «многоразовом альбоме» рисовать и даже пытаться «писать», подражая взрослым. Маме достаточно будет встряхнуть противень, и ребенок начнет с «чистого листа»
Придумайте для малыша новую сказку о грецком орехе, который упал с дерева и, скучая, лежал под ним до тех пор пока вы с ребенком не нашли его и не начали с ним играть. Орех может «кататься с горки»: одна ручка малыша прижата тыльной стороной ладошки к столу, второй он перекатывает орешек от кончиков пальцев к запястью и обратно. С орешком очень интересно играть «в прятки»: ребенок сжимает и разжимает кулачок с орешком. Можно и «покататься на карусели»: вращать орешек одной ладошкой по второй, слегка прижимая его. Достаточно немного воображения и обыкновенный орех станет
«гоночной машинкой»: его нужно будет катать ладошкой по гладкой поверхности стола. Потом орех «пойдет купаться» в море: заройте его в миске с горохом, заменяющим воду в этой игре, и предложите ребенку поискать орешек. Для малыша это будет непростым, но очень увлекательным заданием. Начать «знакомство» с орехом можно с массажа ручек ребенка, который сделает ему мама, а можно и сразу перейти к играм.
Лепка фигурок из теста — не только полезное, но и приятное для малышей занятие. «Мучной пластилин» приготовить просто, смешав муку с водой, растительным маслом и солью. Соли должно быть как можно больше, чтобы у ребенка не возникало желания попробовать тесто на вкус. Можно совместить приятное с полезным, приготовив сладкий съедобный марципан по одному из многочисленных рецептов. Это станет первой «взрослой» помощью малыша маме. Не менее интересно ребенку будет украсить и раскрасить готовые фигурки. На кухне найдется достаточно украшений: это и горох, и лапша, и мелкие ягоды рябины.
Луковое творчество
Рецепт обыкновенного супа может стать первой сказкой, которую вы сочините со своим малышом. «Свекла, три картофелины и маленькая морковка пошли купаться в море. Но сначала им нужно раздеться. Поможем им снять курточки? Когда их сестричка луковица тоже решила окунуться в бушующие волны, другие овощи расплакались». Сочиняя сказку, задавайте ребенку вопросы о цвете, форме и размере ее персонажей. Затем попросите малыша придумывать такие истории о других блюдах, наблюдая за тем, как вы их готовите. Вам предстоит узнать много нового о приключениях рисовых зерен в горячем источнике.
После прозы уделите внимание поэзии. Стишки и считалочки разовьют у вашего малыша чувство рифмы. Начало придумывайте вы сами, а ребенку оставляйте возможность правильно подставить название фрукта или овоща: «Мы сходили в магазин, купили вкусный… апельсин! Был почищен наконец наш зеленый… огурец! Прекрасный аромат и вкус имеет наш большой… арбуз». Обратите внимание на прилагательное, которым заканчивается ваша часть стишка, таким образом вы закрепляете в памяти малыша, что можно сказать о том или ином продукте. Папа тоже может присоединиться к этой увлекательной игры – одна фантазия хорошо, а две – лучше. Поэтические вечера могут стать одной из ваших уникальных и неповторимых семейных традиций.
Совместно с малышом оформляйте блюда. Котлетка легко превращается в веселую коровушку: рожки делаются из макаронин, глазки — из маслин без косточек, а улыбающийся ротик рисуется майонезом или кетчупом. Затем предложите малышу придумать коровке имя. Из кружочков жареного баклажана можно сделать лодочки: смесь сметаны с чесноком, солью и специями — краска для днища, а на шпажке закрепить парус из небольшого листка салата. Из самого обыкновенного редиса можно делать прекрасные цветы, а разноцветные фрукты или овощи с сыром могут стать как шашлыком на шпажке, так и мозаикой, которой можно выкладывать картины. Всего лишь немного фантазии и надоевшие бытовые мелочи станут не только полезной развивающей игрой для малыша, но и удовольствием для всех членов семьи, вносящим разнообразие в череду будничных забот.
Репетиция в лучшем в мире цирке – Cirque Du Solieil:
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]
[...] Развивающая кухня [...]