Можно ли в самом раннем возрасте освоить письмо, чтение, счет и даже иностранный язык? Оказывается, да.
Систему, при которой буквы и слова усваиваются при помощи таблиц, кубиков и ритмических (или мелодических) попевок, предложил Николай Александрович Зайцев – российский педагог, впервые столкнувшийся со сложностями восприятия русского языка при обучении взрослых людей, иностранцев.
Казалось бы, малыш, осваивающий родные слова, и иностранец, занимающийся чужим языком, очень несхожи, но на практике выяснилось, что наглядный метод, учитывающий психологические особенности восприятия и избавленный от ненужных условностей, подходит и для тех, и для других.
Наблюдая за тем, как осваивают родную речь малыши, Зайцев взял за отправные точки следующее:
- Знание названий букв не обязательно для обучения чтению
Иногда малышу, запомнившему по красочной азбуке и название буквы, и картинку, которая эту букву иллюстрирует, сложно понять, почему «кот» – это не просто «кот», а, допустим, «кот» плюс «огурец» плюс «тыква». Ему сложно комбинировать буквы и складывать их в слоги.
- Чтение по слогам – дело сложное
Так уж получилось, что в нашем языке в состав слога может входить от одной до нескольких букв, и некоторые сочетания звуков и слогов ребенку произнести очень непросто – не позволяет это сделать нетренированный речевой аппарат. Еще Корней Иванович Чуковский отмечал, что только нелюбовь к детям может заставить включить в детские стихи такие, например, строки: «ВДРуГ ВЗГРустнулось…» или «Ах, почаЩЕ Б С Шоколадом…». В первом случае к и без того гигантскому – семь букв – слогу «взгруст» спереди добавляется пятибуквенный слог «вдруг», а во втором… Сочетание шипящих во втором примере с первого раза чисто произнесет не каждый взрослый.
- Легче научиться писать и только потом – читать
Это верно, если под письмом мы понимаем не просто механическое вождение карандашом по бумаге, а превращение звуков в буквы, а под чтением – превращение букв в звуки (кстати, вот вам еще одно сложное звукосочетание). Когда вы учите малыша узнавать слова, проговорив их и написав на бумаге, то ребенок не столько читает, сколько «пишет» – ваши звуки превращает в ваши написанные буквы.
Поскольку, по мнению Зайцева, все, что мы произносим – это комбинации из гласного и согласного звука, он предложил считать основной единицей языка не букву, звук или слог, а склад – пару из согласного и гласного звука, согласного звука и твердого (мягкого) знака и даже из одного звука: «ко – ш – ка», «ка – ме – нь».
Разместив склады на кубиках разного размера, сделанных из разного материала и издающих разные звуки, автор методики учел еще одну особенность этого возраста – отсутствие аналитического мышления. Традиционное обучение требует от малыша анализа – запоминания абстрактных символов (букв) и преобразования их в слова. Игра же в кубики помогает не просто понять, но и почувствовать – зрительно, на ощупь, на слух разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, мягкими и твердыми звуками. Так выполняется основной закон обучения – сначала образное, потом наглядное и действенное и только затем логическое, облеченное в слова.
Как выглядят кубики
52 кубика, входящих в набор Зайцева (некоторые склады на кубиках повторяются, чтобы ребенок мог освоить слова вроде «ма – ма», «па – па»), как уже говорилось, делятся по цвету, материалу и размеру. На одном белом кубике изображены знаки препинания.
- Размер. На большие кубики нанесены твердые склады, на кубики поменьше – мягкие: Зайцев считает, что характеристики «большой» и «маленький» лучше иллюстрируют звукосочетания, чем «твердый» и «мягкий». Оценить его правоту можно, просто сказав «ма» и «мя» и сравнив, как при произнесении этих складов открывается рот. В набор включены и двойные кубики – на них нанесены согласные, которые сочетаются не с каждой гласной (например, исключены варианты «ЖЫ – ШЫ» и «ЧЯ – ЩЯ»).
- Материал и цвет. На «железных» кубиках изображены звонкие склады, на «деревянных» – приглушенные. Склады, в которые есть гласные, помещены на «золотых» кубиках, склады, в состав которых входит твердый знак, изображаются на «железно-деревянных» кубиках, а склады с мягким знаком – на «деревянно-золотых». Буквы на кубиках тоже разного цвета: гласные – голубые, согласные – синие, а мягкий и твердый знаки – зеленые. Несмотря на расхождение с принятым в школах цветовым обозначением (гласные изображаются, как правило, красным цветом, а согласные – синим), Зайцев считает, что такая цветовая гамма облегчает ребенку зрительное восприятие и способствует более беглому чтению.
Как сделать кубики
В стандартный несобранный набор кубиков Зайцева входят заготовки, из которых пособия надо собрать самостоятельно. Автор методики рекомендует делать это вместе с детьми, чтобы у малыша не возникало желания посмотреть, что же находится внутри у соблазнительно гремящих кубиков.
Укрепить кубики можно, вставляя внутрь еще один, подходящий по размеру, но сделанный из плотного картона, а защитить от внешних воздействий – оклеив скотчем или заламинировав развертку перед склейкой, а после склейки усилить скотчем углы. Однако имейте в виду: после ламинирования или оклеивания скотчем кубики при ярком освещении будут отбрасывать блики, так что позаботьтесь, чтобы во время занятий эти блики не мешали ребенку разглядеть то, что изображено на кубиках.
Чтобы избежать ситуации, когда для написания слова не хватает кубика (очень часто это случается с кубиками, на которых изображены склады с буквами М, Н, С, П), не спешите склеивать пособия. Сначала размножьте развертки на цветном ксероксе и подготовьте картонные подложки. Так вы продублируете наиболее употребляемые кубики и сможете разнообразить используемые в процессе обучения слова. Если дополнительные кубики делать не хочется, недостающие склады придется дописывать на бумаге фломастером либо с помощью таблицы и указки.
Как повесить таблицы
Таблицы складов, прилагающиеся к комплекту кубиков, обрезают по намеченным линиям, склеивают и тоже защищают от внешних воздействий термопленкой.
При групповых занятиях таблицы развешивают так, чтобы дети не закрывали друг другу надписи на пособиях (это указано и в методических рекомендациях к набору). Но дома, при индивидуальных занятиях старайтесь разместить таблицы так, чтобы малыш доставал рукой до верхнего края – иначе ему будет трудно что-то на них разглядеть, и по мере взросления ребенка поднимайте их повыше.
Имейте в виду, что, если вы занимаетесь с очень маленьким ребенком (а методика Зайцева доступна и для одно- двухгодовалых детей), сборная таблица будет для него великовата. Лучше повесить ее в углу комнаты – тогда малыш, стоя на одном месте, до любого ее края и ему не придется ни бегать вдоль нее, ни отходить подальше, чтобы отыскать нужный склад.
Оптимально вешать таблицы там, где ребенок проводит больше всего времени – в его комнате, но можно устроиться для занятий и в коридоре, другой комнате или на кухне.
Для более успешных занятий необходимо выучить попевки – склады, нарисованные на кубиках, желательно не произносить, а петь. Это делает процесс обучения чтению более занимательным и эффективным.
Как играть в кубики
Позвольте малышу рассмотреть и познакомиться сразу и со всеми кубиками – систематизация пособия достаточно четкая, чтобы не опасаться, что ребенок запутается.
Дайте ему возможность выбрать один, особенно понравившийся кубик, потом возьмите кубик в руки, и, демонстрируя малышу поочередно каждую грань, пропойте все нанесенные на кубик склады. Повторите то же самое с кубиками другого размера и из другого материала.
Освоив все размеры и возможные звучания, познакомьте ребенка со складами на таблице – пропойте их и попросите найти кубики, которые «звучат» так же. Обратите внимание на четкую артикуляцию – она позволит наглядно продемонстрирует ребенку, что звуки бывают большие и маленький, звонкие и приглушенные. Для еще большей убедительности пение можно сопровождать жестами и движениями – подниматься на цыпочки, наклоняться, обозначать звуки руками. Это поможет малышу быстрее освоить склады и их классификацию.
Чтобы кубики стали для ребенка ближе и важнее, придумайте им имена и роли. Большой кубик с твердыми складами может стать папой, а маленький с мягкими – ребенком. Двойные кубики назовите, к примеру, бабушкой и дедушкой.
Как начать писать
Следующий этап обучения – это освоение письма (почему именно письма – см. выше). Если малыш еще не может или не умеет держать карандаш – не беда. Писать мы будем не на бумаге, а водя рукой или указкой по таблице и напевая склады, либо составляя слова из кубиков.
Начните с того, что малыш запомнит лучше всего – с его имени. Попробуйте изобразить его имя не как «Са – ше – нь – ка», а как «А – ле – к – са – н – др И – ва – но – ви –ч» – ребенку будет лестно почувствовать себя большим.
Составляйте из кубиков названия игрушек, имена знакомых малышу людей размещайте собранные слова в разных углах помещения и предлагайте сценарий, позволяющий ребенку передвигаться от слова к слову – к примеру, «ма – ма» хочет показать Саше книжку, а «ба – бу – ш – ка На – та – ша» приехала в гости и хочет поздороваться. Так, играючи, ребенок освоит чтение и письмо в движении, не жертвуя ни осанкой, ни зрением.
На десерт – волшебный голос Иванко (10 лет):
Новости Друзей Доктора Папы:
-
TRX Workout
Vans Shoes Australia Tods Shoes s trainingOn weekends, I wore plaid miniskirts and flat Benetton boots With FlyKnit, we’ve eliminated the waste and we’ll be able to eliminate additional la … -
Goyard UK Sale
Goyard Bags Ralph Lauren Sale The Kohl family withdrew from the managementre going to adapt a new, fit lifestyle and get out there and get going1″Ali Nawar then goes on to explain that this guy … -
Ralph Lauren Sale
Ralph Lauren UK Outlet Ecco UK They went into business together and founded Sneaky Pete’s Options and nonvested stock that are surrendered or terminated without issuance of shares are available … -
сексуальность
Здравствуйте. Моя внучка 8 лет засовывает различные предметы в писю. а узнали мы об этом увидев, как это она снимала на камеру. Подскажите, как быть. С уважением, Олег. … -
сексуальность
Я инвалид спинальник Сижу уже 18 лет За прошедшие годы выросли дети когда произошла авария им было 2 и 7 лет Сеичас они выросли Сеичас в основном сижу в интернете Хотелось бы еще научиться заробатыват …