Как и в вальдорфской школе в педагогике Монтессори также главным считается уважение к индивидуальности и неповторимости ребенка. Роль взрослого видится в помощи ребенку в саморазвитии собственной личности. Однако, если в вальдорфской школе взрослый пытается заинтересовать ребенка личным примером, вести за собой, то последователи Монтессори сами идут за ребенком, наблюдая за естественным постепенным проявлением его «генетического кода» и предоставляя ему в нужное время систему тщательно отобранных игрушек-стимулов.
В системе Монессори считается, что у ребенка довольно мало времени и нужно успеть в определенные (сензитивные) периоды помочь ему развить свойственные этому периоду специфические способности. Для этого создан целый арсенал специальных проверенных годами практики развивающих игрушек, по большей части геометрических фигур. В системе Монтессори считают, что главное – это спонтанная исследовательская активность ребенка в четко структурированной среде. Когда такая среда предоставлена, взрослый не должен вмешиваться, в активность ребенка развивается за счет удовольствия от самостоятельных и постоянных открытий.
Ключ к правильно организованной развивающей среде – способность предметов привлекать и удерживать сконцентрированное внимание ребенка. Большинство игрушек в этой школе содержат так называемую «изолированную трудность», который ребенок обычно в состоянии преодолеть без вмешательства взрослого. Сложность игрушек растет по мере овладения ребенком навыками предыдущего уровня. Кроме того, игрушки достаточно разнообразны, чтобы способности одного уровня можно было развивать на тех игрушках, которые наиболее подходят под индивидуальные предпочтения ребенка, и чтобы ребенку не было скучно.
Здесь нет игр в обычном понимании этого слова, дети не играют в глажку или стирку: в детском саду Монтессори они гладят и стирают по-настоящему (например, свои салфетки после обеда), чистят себе ботинки и накрывают на стол. Самостоятельность и развитие способности ребенка делать обдуманный выбор – один из главных принципов системы. В системе также предусмотрены уроки вежливости и уважения к свободе другого.
Интересно, что Монтессори отрицательно относилась к сказкам, убедившись на опыте, что дети обычно склонны идентифицировать себя с отрицательными персонажами. Подтверждаю: для моего старшего сына любимые образы – Шапокляк, Злой Пират и Дюдюка (с соответствующими этим образам проделками ). Детский психолог. Консультация детского психолога. Воспитание детей. DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В.