«Как?» – спросите вы. – «А как же социализация, приучение к правилам, подготовка к школе?» А давайте-ка честно ответим себе на такой вопрос: неужели, если есть хоть малейшая возможность заниматься с ребенком самостоятельно, мы не в состоянии дать ему все это сами, в естественной для него среде его родного дома, не отдавая ребенка в детский сад, где, вполне возможно, он будет одним из 25-30 себе подобных на попечении чужого для него человека, в доброте и квалификации которого вы, скорее всего, не уверены? Неужели обеспечить общение ребенка с другими детьми никак не возможно вне стен детского сада?
Если отдать ребенка в детский сад вас заставляют другие причины, то прошу вас, взвесьте все за и против еще раз. Вот что вам следуете иметь в виду, принимая окончательное решение.
- До 4 лет у ребенка не выражен мотив общения со сверстниками. «Социализация» до этого возраста неэффективна. Перед ребенком стоят другие задачи развития. Это вам скажет любой детский психолог (и даже назовет какие это задачи).
- Отсутствие должного персонального внимания к ребенку из-за большого числа детей в группе может привести к тому, что ребенок «принесет» из сада не столько новые знания и навыки, сколько дурные привычки и дефекты в личности. Драчливость, дурные слова и жесты, пошатнувшееся чувство собственного достоинства и уверенности в себе ребенка вследствие систематических нападок на него какого-нибудь «плохиша» в группе или крикливого и жесткого воспитателя – обычное дело. Вы думает отдать ребенка в детский сад, чтобы жестокая «правда жизни» сделала его сильнее? Поверьте мне, в этом возрасте результат будет прямо противоположный. Чтобы тренировать свою силу в стрессовых ситуациях, ваш ребенок должен сначала ее впитать. Догадываетесь об источнике? Ваша любовь. До того, как она создала в ребенке внутренний стержень уверенности в себе, стрессы не делают его сильнее, а уродуют только его личность.
- Если вы думаете отдать ребенка в детский сад до 3,5 лет, знайте, что большинство детей в этом возрасте не готово к разлуке с мамой. Дети думают, что мама их бросила, ей больше нельзя доверять. Это может изменить личность ребенка раз и навсегда, поколебав его чувство базовой безопасности, и положив начало диффузной тревожности, безинициативности и зависимости. Проявления такой травмы вы можете сразу не увидеть, но обязательно увидите последствия в будущем.
- Глисты и инфекции. Часто оказывается, что отдав ребенка в детский сад, вы оказываетесь в ситуации, когда в течение года ребенок находится в саду не более нескольких недель – остальное время он болеет дома. Незрелая иммунная система + стресс незнакомой и часто враждебной обстановки = часто болеющий ребенок и/или хронические заболевания.
- Повышенная опасность травматизма. Причина – все та же переполненность детских садов и, как следствие, недосмотр.
- Взятки. Если вы не дали на покраску стен или новую крышу, то к вашему ребенку, возможно, будут относиться соответственно.
- Низкая квалификация (за редким исключением) воспитателей. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что очень малая их часть учит детей главному: умению думать (это совсем не то, что научиться читать и считать), сочувствовать, верить в собственные силы, эффективно общаться, желанию учиться и сотрудничать с другими. Зачем ребенку «подготовка к школе», если она не основана на этих базовых навыках?
Этот список можно продолжать. Если вы все-таки решили отдать ребенка в детский сад, подумайте хорошенько, знаете ли вы достаточно тех людей, в чьи руки вы передаете ваше самое дорогое сокровище? Уверенны ли вы в их терпении, доброте и квалификации? Так ли уж нет у вас возможности отложить садик хотя бы на год, дав малышу немного окрепнуть и телом, и душой, или вообще заниматься с ним самостоятельно?
Вот вам еще несколько зарисовок из реальной детсадовской жизни:
- Девочка залезла на дерево, упала в с него в кусты – не сразу спохватились… В результате сотрясение мозга и подвывих шейного отдела позвоночника на всю жизнь.
- Двухлетнего, привязанного к маме мальчика рыдающего оставили в детском саду. Нянечка уверяла потом (как обычно), что все дети так, а через пять минут уже забывают и бегают себе, играют. Но мама решила проверить. Наблюдала через окно и увидела, как половина детей, в том числе и ее малыш через час после ее ухода, синие от рыданий сидели в одиночестве и прострации, тупо глядя в пол.
- Другой маме мальчика 2,5 лет точно так же удалось наблюдать сцену, когда другой мальчик, старше ее сына на год, с разбега ударил его головой в грудь. Подошла воспитательница, сказала «ай-ай-ай» и ушла. Как вы думает, что произошло в душе ребенка? Стал ли он сильнее? Чему он научился?
- У девочки 1,10 после ухода мамы начался приступ неукротимой рвоты, который смогла остановить только скорая.
- Девочка трех лет весь день удерживала мочу, потому, что унитазики были плохо закреплены и шатались. Последствия – мочеточниковый рефлюкс.
- Некоторые дети в московских садах вообще отказываются завтракать, потому что вместо привычных для ниш каш и сока, им с легкой руки какого-то чиновника, теперь предлагают сухой корм Несквик с молоком.
- Вот это меня особенно поразило. Одна мама, оправдывая орущую на детей воспитательницу, сказала: «Ну, ведь их так много у нее, группы переполнены, а ей надо успеть впихнуть им в головы много знаний». Бедняжка, конечно, ей просто необходимо дать возможность снять свой стресс на наших детях.
Поймите меня правильно, я не против детских садов вообще. Есть отлично оснащенные детские сады с малыми группами и талантливыми и добрыми преподавателями, но, к сожалению, таких мало. Подумайте, в чьи руки вы отдаете ребенка, и готов ли он в 2-3 года к такому испытанию. Если большинство с легкостью отдает ребенка в детский сад, это совсем не означает, что это правильно. Мы привыкли к этому безобразию просто потому, что оно распространено. Убеждение о необходимости непременно отдать ребенка в детский сад – это как кариес: чрезвычайно распространен, но является ли он нормой?
Но если у вас действительно нет выхода или ребенку уже исполнилось 3,5 года и вы нашли детский сад с действительно талантливыми и добрыми педагогами, то адаптироваться к садику вам поможет вот это видео из моего сообщества на сайте Вконтакте.ру (вам нужно зарегистрироваться Вконтакте, чтобы смотреть видео, если у вас еще нет там аккаунта).
Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. Отдать ребенка в детский сад. Консультация детского психолога.
Нарисовать вот такой цветок (даже лучше) может теперь и трехлетний малыш:
Здравствуйте!Хотелось бы добавить в вашу копилку несколько зарисовок о детсадовской жизни:
1)Зима.Дети погуляли, разделись,практически у всех деток мокрые,спревшие головы.Захожу в группу в тот момент, когда девочка двух лет стоит возле открытого окна (окно на уровне ребёнка) и смотрит на улицу, а в это время воспитательница просто смотрит на неё.Моё состояние не передать в словах…Бросившись закрывать окно и сделав замечание воспитателю, она отаетила:-Вы, посмотрите на неё, стоит у окна…
2)Дети сели за столы рисовать.Стоят воспитатели и беседуют.Мальчик фломастером стал рисовать на юбке одной из воспитателей.В ответ ребёнок получил по голове и оплеуху криком.
3)В тихий час в группе взрослых нет, они пьют чай .
4)Дети дерутся(и мальчики и девочки), а воспитатели просто наблюдают.
Хочу спросить, не повлияет ли то, что забрав ребёнка из сада, при поступлении в школу будут проблемы.За один год триннадцать больничных.Не ходим в садик-не болеем. Слышала, что многие школы не принимают домашних детей.
Спасибо, Vita, за зарисовки. Насчет школы – не повлияет. Редко такое случается, но это не законно – сразу в прокуратуру или районо.
А как быть, если надо выходить на работу, когда ребенку исполнится 3 года? Вот и приходится начинать водить заранее.
Ведь предыдущее поколение тоже ходило в эти детские садики – неужели все стали тревожными и безинициативными?
У меня эта статья вызывает противоречивые эмоции – с одной стороны, да с мамой дома лучше (но не все мамы готовы посвятить всю себя любимому чаду, через 2-3 года быт так заедает, что хочется лезть на стену), но с другой стороны, Вы так категорично заявляете и такие страшные картины рисуете, получается большинство родителей – плохие мамы и папы, потому что отдают детей в садие непонятно кому и непонятно для чего. А школа ведь такая же «коммуна», и школьные зарисовки намного страшнее садовских.
Здравствуйте, Светлана! Если «надо», то тут ничего не поделаешь, я только хочу, чтобы вы лучше представляли себе плату за свой выбор. Это может быть неприятно, но зато – правда, «страшные картины», которые я рисую, – это фотографии реальности. Мамы и папы, отдающие детей в сад, совсем не «плохие» – многие из них просто не информированы. Как вы думаете, что поможет ребенку лучше всего адоптироваться к школьной «коммуне»? Сохранение и развитие у ребенка уверенности в себе и навыков общения под руководством чуткого взрослого. Тогда он придет в школу не агрессивным или зашуганным, а спокойным, сильным, с сохраненным чувством собственного достоинства и чувствующим себя компетентным выходить из сложных ситуаций в общении со сверстниками и учителями. По моим оценкам садиков, в которых это реально сделать – не более 15%.
Насчет предыдущего поколения я просто скажу вам, что мотивацию избегания (буду делать только, чтобы не было еще хуже) в качестве ведущей в структуре личности имеют примерно 80% людей. Мотивацию достижения – примерно 20% (это к вопросу о безинициативности). А мотивацию интереса (глубокого интереса к тому чем человек занимается в жизни) – менее 1%. Знаете какова главная причина разводов? 51% – алкоголизм одного из партнеров (данные ВЦИОМ). Откуда взялись все эти люди? Каков процент людей счастливы в личной жизни и на работе? Поверьте, очень небольшой. Теперь скажите мне, каким это чудесным образом, из веселых и любопытных маленьких человечков вырастает такое количество алкоголиков, пассивных и сломленных «жизнью» людей, несчастных и неопределившихся в жизни? Увидьте в вашем ребенке хрупкий и нуждающийся в развитии росток жизнестойкости и в «заевшем вас» быту появится смысл и интерес. Если даже вы отложите выход на работу на год – уже сделаете большое дело: успеете вдохнуть в ребенка побольше любви и силы. Искренне хочу, что и вы, и ваш ребенок были счастливы. Но жизнь многообразна, вам конечно в вашей ситуации виднее и вам решать. Успехов вам и вашему малышу.
У меня пятеро детей,из них только старшая ходила нормально в детский сад,с удовольствием…Остальных пришлось забрать и не водить…Как забрала,перестали болеть,в школу пошли спокойно,как будто так и надо,с социализацией всё в порядке,закончили школу на хорошо и отлично…Младших принципиально не отдала…Дети должны жить дома…Мы ходим в музыкальную,художественную школы,в бассейн.
Молодец! Есть много людей у которых действительно мало возможностей не отдавать ребенка в сад, но, к сожалению, есть также много пап и мам, у которых такие возможности есть, у них другая проблема – их личные приоритеты.
Вы вселяете в родителей чувство неуверенности!!!Я знаю маму она неводила своего сына в садик,она так и думала что садик это такое место где дети плохие и у воспитателей нет времени на её ребёнка.Мальчик вырос и у него нет друзей,он замкнут.Аещё одна мама неводила дочку всадик-пошли они в первый класс,так она рыдает,убегает из школы.Ребёнок должен быть готов к школе.Все ходили в детский сад,и воспитатели совсем неизверги как вы описываете.
Марина.
Читайте внимательнее о том, что значит подготовка к школе. Кроме того, читайте, что значит подготовка к жизни – это не всегда одно и то же. Если вы мне хотите доказать одним примером с этой девочкой, что ходить в обычный среднестатистический детский сад для ребенка лучше, чем обучаться дома (в том числе искусству общения – мест для общения с детьми предостаточно, об этом я тоже писал), то я вам скажу, что я знаю тысячи детей, которые не ходили в детский сад и прекрасно себя чувствовали в школе (даже выше в комментариях к этой статье вы найдете таких). А то, что некоторые родители могут своим бездумным поведением вселить такие страхи в ребенка, что ему не только в школу не захочется идти, но и вообще общаться с кем бы то ни было, так это хорошо известно и, как вы понимаете, никакого отношения к проблеме садика не имеет.
Я не считаю воспитателей извергами – такого тоже вы не найдете в тексте. Повторяю, что есть множество талантливых педагогов, но их мало, а дилетантов и просто тех, кому лучше вообще близко не подходить со своим характером к детям – много. А об условиях я вообще молчу: о каком индивидуальном подходе при подготовке к школе можно говорить (надеюсь это понятно, что такая подготовка не может быть казарменно-единообразной и должна идти от особенностей ребенка с уважением и вниманием к его мнению, интересам и наклонностям, и уж точно не убить любопытство), когда в группе 30 человек? Неужели же родная мама сделает все это хуже (при желании, конечно)?
Насчет неуверенности, думаю, что вы слишком высокого мнения о моих скромных размышлениях и наблюдениях – неуверенность в человеке рождается по другой причине. Я же всего лишь хочу, чтобы человек немного задумался о том, что он делает и что для него на самом деле важно. Вот и все.
Сад это не дом ужасов.И неслышала чтоб в группе было 30 человек.Мы сейчас пошли в сад,и очень довольны.Насчёт всяких там травм то их дома или на улице бывает неменьше.И вообще если родители отдали малышка в садик то у них недолжно быть чувство вины.
На счет чувства вины согласен. Жизнь разнообразна, всякое бывает – и ужасы, и удачи. Рад за вашего малыша, пусть все у вас и у него будет хорошо.
Не думаю, что запугивать родителей детским садом – это правильная позиция профессионала. Подавляющее большинство родителей отдают туда детей вовсе не ради пресловутой социализации, а банально потому, что детей надо кормить и, соответственно, зарабатывать на это деньги. Институт бескорыстных бабушек, сидящих с внуками, канул в лету. Няня – удовольствие для богатых (собственно, кто может позволить себе няню, – может позволить и себе не работать, а сидеть с ребенком). Так что садик – неизбежное в наших экономических условиях зло (а может, и не такое уж зло). Было бы гораздо интереснее, если бы вы дали профессиональный совет – как помочь адаптироваться к садику детям с разными типами темперамента, разными домашними привычками, какие «хитрости» можно использовать, чтобы превратить хождение сад в интересную игру (герой фильма «Жизнь прекрасна» смог даже концлагерь превратить в место для игр, а детсад, по-вашему, – нельзя?:))
Вот это да! У нас третий ребенок (всего-то полтора года) как раз пошел в садик. Статья отличная, но я в то же время полностью согласна с Софией. Если кому интересен мой опыт – детей старалась водить как можно дольше (полгода, год) на минимальное время. Надеюсь, что 4 часа пребывания в саду (от завтрака до тихого часа)повредят чаду меньше, чем полсуток.
И о себе лично. Меня одно время водили в КРУГЛОСУТОЧНЫЙ детсад. О том, что няня грозилась вызвать милицию, когда я не могла уснуть и ворочалась, моя мама не знает до сих пор…
Моему сыну 2,4года.Был в садике всего 3 дня.И теперь уже 2 дня сидим дома с температурой.Про сад даже слушать не хочет.Я увидела отношение воспитателя.Это ужас-постоянно перекрикивает плачущих детей,дергают и орут.И как после такого ребенок захочет идти в садик.Я не психолог,но думаю что для ребенка это травма.Для себя решила что рано еще.Буду заниматься сыном сама!
Статья правильная.Мой муж только недавно сказал своей маме, что им в детсаду мазали глаза мылом, чтобы они их не открывали во время дневного сна. Свекровь была в шоке!Ведь она считала, что ребенок с удовольствием туда ходил,всё равно бы водила, ведь девать детей было некуда. Нашего мальчика мы с сад не водим, и родители мужа помогают как могут в этом вопросе.
Спасибо, друзья, за ваши комментарии, любое решение родителя будет правильным, если это – осознанное решение. Позицию «я не хочу об этом слышать потому, что все равно у меня нет выбора» я не приемлю.
Ответ Софье: сравнив детсад с концлагерем, это вы «хватили лишку», но общего действительно много. Если вы внимательно смотрели упомянутый вами фильм, то вы должны помнить, что там ребенок был рядом с поддерживающим его родителем, а в саду он один без мамы и папы, и вряд ли его кто-то может там так поддержать, несмотря на все «хитрости» которые мы тут будет обсуждать. Эти «хитрости» будут иметь примерно такой же эффект, как горчичники при двусторонней пневмонии у ребенка: ощущение того, что ты что-то делаешь для ребенка, только толку от этих действий никакого, а то, что ребенку нужны антибиотики, чтобы не умереть, – так все равно их нет, лучше уж я буду горчичники лепить.
DoctorPapa, детский сад, действительно, не концлагерь, поэтому ничего трагичного и ужасного в его посещении нет.
Я согласна с вами, что комфортное и беззаботное детство ребенка должно проходить в окружении близких, любящих людей, которые смогут психологически грамотно (кстати, много ли таких?) подготовить его к жизни, вооружить уверенностью и силой для встречи со стрессами и разочарованиями. Чтобы ребенок выходил из этого близкого круга только для приобретения навыков общения с новыми людьми и детьми, всегда чувствуя за спиной надежную родительскую поддержку. Идиллия. В жизни, к сожалению, не всегда получается идиллия. Бывают тяжелые болезни, развод, разлука или, не дай бог, смерть близкого человека, да мало ли что еще … Если у ребенка с родителем взаимная любовь и доверие – все можно пройти, пережить и стать психологически сильнее. В том числе, и такой «ужас», как детский сад. Думать, что мама его бросила и предала, как вы говорите, может младенец. А нормальный трехлетка уже понимает, что мама его никогда не бросит, она за ним обязательно придет, когда он погуляет, покушает, поспит и т.п.
София
Если рядом с малышом есть хотя бы один даже больной, но любящий его человек, то описанная вами «идиллия» вполне реализуема в жизни. Согласен, что бывает всякое, в том числе трудно преодолимые обстоятельства, но при ближайшем рассмотрении их оказывается намного меньше, чем обычно принято считать.
Должен вас сказать, что примерно 70% «нормальных трехлеток» не понимает того, о чем вы пишите. До 3,5 средний ребенок не в состоянии удерживать в памяти успокаивающий его в стрессовых ситуациях образ матери. Кроме того, до этого возраста мотивация к взаимодействию с другими детьми для ребенка еще не является ведущей, так что коллектив для него – чужеродная и не нужная для его развития среда, а часто просто вредная.
Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что «ужасы», как вы их называете, я не выдумал – это реальный факты и их настолько много, что мы не можем говорить о них как о редких недоразумениях, – это, к сожалению, система.
С детского сада осталось чувство одиночества и одно ужасное воспоминание: детей, которые не спали в тихий час воспитательница с ором раздевала догола и ставила на окно…Я на таком окне не стояла, но помню мальчика, которому досталось…Дисциплина, конечно, была после этого «золотая»!
Сидеть дома с ребенком, конечно, очень большой труд. Работа круглосуточная и, как правило, никто ее по достоинству не ценит…Так уж устроенно наше общество…
А что касается 30 человек в группе-это реалии, например, Митинских детских садов(20-30 детей в группе), если, конечно, 50% не болеют!
[...] – отличное дополнение к моей недавней статье о детских садах и малышах. Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. Детский сад [...]
Сын пошел в детсад почти в 3 года. Раньше не стоит. Плюсы: нашел постоянных друзей, начал активно общаться.
На детской площадке играть с ним не хотели.
Минусы: стал чаще простужаться. Чтобы охотнее ходил в детсад, настраиваем его на инициативность в играх, учим мириться и договариваться, а на агрессию давать адекватный отпор. Помогает.
Ну, для каких-то деток это верно. Все же разные. Мы с удовдольствием отходили в сад 6 дней. а ПОТОМ СТАЛИ ПРИВОДИТЬ НЕПОДГОТОВЛЕННЫХ К САДУ ДЕТЕЙ И В ГРУППЕ НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ ИСТЕРИИ. РЫДАЛО ПО 10 ДЕТЕЙ ОДИН ЗА ДРУГИМ. Дочка после этого отказывается ходить в садик, начала плакать. Успокоить ее не могут – по 2 часа плачет. Будем ходить к психологу, что бы решать эту проблему. Не решим – пойдет в 4 года Через такие слезы отдавать в сад не буду. Примерно 8 из 15 детей перестают плакать в течение 5 минут после ухода мамы А еще 8 рыдают весь день, забившись в угол – под кровать и т.д Играми, занятиями, бассейном их не отвлечь. И причем уже 1,5 месяца рыдают…. Сад чудесный – занятия сама видела ( хожу уже 2 недели в сад с дочей- позволяет администрация), бассйен, дополнительно хореограф приезжает – это дополнительно к их музыкальным занятиям. Есть кабинет физиотерапии, 2 раза в неделю приходит педиатр – кого надо, осмотрит. Воспитатель не минуты деток без игр-занятий не оставляет даже на улице играют с ними – с моей точки зрения – прекрасно все. А доча – никак. Причем ребенка у меня очень общительная, с ранним речевым развитием. А видать придется до 4 – х лет ждать Так что для каких то детей психолог прав- только с четырех в сад.
Екатерина
«прекрасно все», только не для ребенка – мамы рядом нет.
«Кто имеет желание, тот ищет возможности, а кто не имеет желания, то ищет причину» – вот, что я обычно думаю про «жертв обстоятельств». Свою дочь в сад не поведу. Толковая статья, Александр. Спасибо.
Поддерживаю автора статьи.
Здесь в комментах написано, что не всякая мама готова посвятить 2-3 года ребенку.
Есть встречнй вопрос – А готова ли эта мама (или папа) вырастить счастливого ребенка?
Ведь не пройдя ручной период, этот ребенок в будущем будет всю жизнь пытаться пройти его, пытаясь найти родительское тепло у партнера и на работе и т.д.
Согласна с автором статьи на все сто.Конечно,есть родители,которые не могут себе позволить сидеть дома до 3 лет и их можно понять,бывают разные обстоятельстваю Но я своего ребенка не хочу отдавать в сад до 3.5 лет,только муж со мной не согласен,говорит,что садик необходим ребенку.А я так не считаю.Как мне его убедить?
Ольга
Дайте мужу прочесть статью, обратив его внимание на п.1.
Как хочеться быть дома с детьми… А кто будет их кормить, покупать те же книжки, витамины, обеспечивать отдых и т.д. и т.п. Можно конечно сказать: ПАПА. Но это в том случае если превратить его в машину для зарабатывания денег, а детям кроме мамы еще и папа нужен. Вот так почитаешь умные статьи, повздыхаешь и завтра опять на работу, а ребенка в сад… Почему у нас декретный отпуск даже в стаж не включен? не говоря уже о диком детском пособии. Хорошо рассуждать тем кто живет в крупных городах и обеспечен работой которая позволяет не работать маме. Для тех людей у которых вопрос выхода на работу это не вопрос приобретения машины или отпуска на море, а вопрос приобрения элементарной сметаны или картошки Ваша статья как давление на кровавую мозоль. И действительно лучше бы советом помогли, как уменьшить негативное воздействие сада?
НАТАЛЬЯ
Уменьшить негативное влияние сада можно найдя доброго воспитателя и договорившись о переводе ребенка к нему (он может быть как в этом же саду, так и в другом). Все остальные способы будут похожи на лечение пневмонии горчичниками, авось пронесет. Мне жаль вашу «кровавую мозоль», правда жаль, но это не повод отворачиваться от правды.
Я отдала ребенка в сад год назад. Была возможность сидеть с ребенком дома. Бабушка да и все вокруг твердили что ребенку надо в садик. Год девочка ходила просто ужасно. Говорила что ненавидит садик. Была рвота перед приходом в садик. Не играла с детьми. У нас поселок и водить ее общаться с детьми куда-то мне просто некуда. Я замкнутый человек дома у нас гостей не бывает. Девочка в садике постоянно болела. Два месяца назад я ей объявила что из садика ее забираю и больше она туда не пойдет. Мой ребенок ей 4 года два дня ходил задумчивым, а потом выдал хочу в садик. Рвоты прекратились за один день. Ребенок подружился с большенством детей. Стала веселая и живая девочка я имею в ввиду в садике. Воспитатели в удивлении. Теперь все время просится в садик и рассказывает как ей там интересно. Вчера ей исполнилось пять лет. Наприглашала кучу подружек из садика. Я думаю что все таки я правильно сделала, что отдала ребенка в садик.
Татьяна
В этом возрасте и при таких обстоятельствах – несомненно правильно.
Моей дочке 4 года и 4 месяца. Мы в садик не ходим и не сорбираемся. Но судя по деткам, сверсникам моей дочери, которые ходят в садик уже второй год, она лучше розвита и подготовлена к школе. Мы уже читаем, правда по слогам. Пишим, рисуем… А в этом году я её записала в в группу эстетического воспитания детей, ребенку нравится, ходит с удовольствием. В группе 8 человек, два преподавателя, всем уделят времья. А садике много детей, всем физическе,не могут восптатели приделить внимание, дети предоставлены себе. а тот факт, что открывает окна , специально, что бы дети болели, приводит в ужас.
МОЁ МНЕНИЕ:ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ДАВАТЬ РЕБЕНКА В САДИК-ЛУЧШЕ НЕ ДАВАТЬ.
Добрый день! Спасибо за Вашу статью, Вы мне придали еще больше уверенности в том, что я делаю правильно, не отдавая сына (ему 3 года) в садик.
От себя, неоднократно слышала истории и про описянные колготки на голове у малышей, и про то как «воспитательницы» «справлялись» с дет.мастурбацией, психически травмируя детей.
Статья хорошая. Я очень жалею что отдала своего ребенка в 2 года в садик. Воспитатели были в яслях хорошие, но детки в таком возрасте не готовы к расставанию с мамой. В итоге за год 4 раза переболели ангиной, хотя до того как пошли в сад не болели. Жаль что нет возможности быть дома с ребенком.
Я сына повела в садик в 2 года, и у нас всё прошло отлично просто. Может, с садиком и воспитателями очень повезло. Никогда не было такого, чтобы воспитатели запугивали чем-либо детей, как-то истерично орали и т.д. Очень доброжелательные и понимающие, и к каждому ребёнку – свой подход. В садике у сына много друзей, и девочки, и мальчики, он про всех мне вечером рассказывает, много разных занятий – и танцы, и физкультура,и чтение, и рисуют на мольбертах, проводят выставки, к ним приезжает театр кукол, сами ставят сказки, показывают родителям. Чтобы дома столько с ребёнком заниматься,нужно иметь домработницу, иначе всего не успеть. Когда болел, сын каждыйдень спрашивал, когда же в садик пойдём.
Наталья, спасибо большое за Ваш комментарий!
Благодарна за то, что Вы помогаете родителям своими рекомендациями не растеряться, а положительно настроиться и помочь ребенку адаптироваться к садику. Я работала воспитателем, поэтому знаю и положительные и отрицательные стороны посещения ребенком дошкольного учреждения. Но ведь такие же стороны мы можем найти и в том, что ребенок остается дома, не все родители или родственники готовы к тому, чтобы полноценно и всесторонне воспитать ребенка дома.
По поводу детского сада. Есть разные воспитатели, правда. Поэтому, лучше, чтобы родители заранее познакомились с воспитателем, а на прогулке имели возможность понаблюдать за поведением воспитателя с детьми. Очень хорошо, если знакомые или соседи уже водят своих деток в этот садик, они могут посоветовать вам, исходя из собственного опыта, какие здесь воспитатели, как их детки проводят время в садике. Знаете, я согласна, что просто отправить ребенка в какой-нибудь из близрасположенных садиков не стоит. Но посещение детского сада необходимо, как для самостоятельности, так и для социализации. Не исключаю, что есть прекрасно воспитанные дети в семьях, кот.не отдавали их в детский сад. Но в саду ребенок будет иметь возможность научиться:
- общаться
- находить взаимопонимание с одногрупниками и взрослыми
- самостоятельно пользоваться туалетом, кушать, одеваться и др.навыкам самообслуживания
- постоянному режиму дня
- правилам поведения в обществе
- познавать новое, развиваться всесторонне (умственно, физически, морально)
и др.
Соглашусь с автором статьи том, что детский сад необходимо подыскивать очень тщательно, заранее. Мое личное мнение, что желательно ребенку оставаться с мамой до 3 или 3,5 лет (если есть такая возможность). А до этого обязательно общаться на площадке с другими детьми;проходя мимо садика, смотреть, как интересно деткам играть там.
Уверенность и положительный настрой родителей – это самый убедительный пример для детей, а также твердость и спокойствие очень важно, когда ребенку трудно оставаться в садике (чаще это происходит по утрам, а вечером дети с упорством удерживают родителей: «Я хочу еще поиграть!»)
А убеждать только в негативном – это действительно необъективно. Так что, еще раз спасибо, Наталья, я разделяю Ваше мнение.
Начну с того, что я психолог и не разделяю мнения автора.
Автор, видимо очень был обижен в детстве воспитателем, няней или одногруппниками в детском саду. Хотите об этом поговорить?)))
Сразу опровергну про социальную адаптацию: ходим в садик полгода, ребенку 3 года, утром до слез просится в детский сад (если по каким-то причинам хочу оставить ее дома: насморк либо я просто соскучилась):
- «Мама, там детки, там занятия, там интересно.»
Дома игрушек – любой магазин отдыхает, мама весь день дома, но уделить 100% времени ребенку невозможно, при всем желании, приходится еще и готовить и заниматься домашними делами.
Да и еще – мы на грудном вскармливании «по требованию» (т.е весь день, когда захочет), но и это не мешает.
Про «неадекватных воспитателей» и далее:
1) Воспитатель – уголовно ответственное лицо, она будет делать все, чтобы ваш малыш вернулся домой живой и здоровый (в тюрьму неохота никому!).
2) По сабжу, вопрос: мама, которая наблюдала «избиение» сразу вызвала сотрудников милиции, заведущую и медсестру? Нет? А почему? Сокрытие преступление – также преступление!
3) Есть и мамы, которые заводят в садик детей пинком под зад и бьют их в раздевалке, чтоб «не орали».
4) Действительно, адаптация к садику проходит у детей сложно, но в основном дети быстро осваиваются и уже через короткое время плач в раздевалке либо проходит совсем, либо становится «ритуалом прощания с мамочкой», а через несколько минут после ухода оной прекращается, и дите идет играть со всеми.
Когда ребенка приводит в садик мама – он ревет, когда папа – прощание протекает более «гуманно» по отношению к нервам родителя.
Мнение ребенка зачастую складывается со слов и опасений мамочки, когда мамочка ведет ребенка в садик, как на каторгу и дома и со знакомыми при ребенке обсуждает «ужасы», происходящие в ДС, когда мамочка угрожает: «будешь плохо себя вести, отведу в садик и не заберу», тогда жизнь ребенка превращается в ад (конечно же, по вине воспитателя! )
У нас есть мамаша в группе, регулярно пишущая «жалобы» на воспитателя заведующей, вызывая тем самым негатив к себе, а к ребенку, скорее жалость. Вот случай (один из многих): ее дочь заболела отитом (по вине воспитателя) и, !внимание!, «заразила» им (по словам мамаши) младшую дочку-грудничка, они в больнице долго лежали. Реакция заведующей понятна? (Для тех, кто не в курсе – отит не заразное заболевание, это воспаление уха из-за плохого ухода либо из-за простуды). Она и нам родителям все мозги проела своими «опасениями» и дочку настроила, что она, когда видит воспитателя синеет от ужаса (впрочем, только при маме), при папе веселая заходит в группу и идет играть с детками.
Наблюдала сцену, когда эта девочка трясясь в истерике орала и не хотела отпустить мать. Затем последовали звуки шлепков (я отвернулась к дочери) и еще более громкий рев.
Ну и что это за мамаша? Таких к психиатру нужно. Они своим детям психику ломают и чужим.
У меня дочь всегда интересуется, почему эта девочка плачет. В ответ, что та не хочет идти в садик, следует изумление: «А почему?».
5) Социальная адаптация важна для ребенка. Ребенок быстрее учится убирать за собой, кушать ложкой, одеваться/обуваться, говорить, стоять за себя (при маме сложно научить ребенка самостоятельно разобраться в конфликтной ситуации).
6) «Болячки».
Болезни – это одна из фаз адаптации, когда ваш ребенок приобретает собственный иммунитет, из-за повышенной нервозности мамы может протекать тяжело, когда ребенок почти все время болеет, либо, когда мама задает положительный заряд ребенку – легко.
Так что, на мой взгляд, проблемы с садиком возникают, в основном, от мнительности мамочек. В принципе, выход один: не видите возможности дать своему ребенку развиваться самостоятельно, не можете выпустить его из своих объятий и оторвать от своей юбки – сидите дома.
Кстати, заработок воспитателя напрямую зависит от количества детей, посещающего садик, т.е. чем оно выше, тем выше з.п.
Так что, нарочно «выстуживать» ребенка – это бить по своему же карману! Некоторые тексты – полная дезинформация, хочется верить, что не злонамеренные.
Как смягчить адаптацию?
Итак, первые две недели мы ходим с ребенком только на прогулку с группой. Так ребенок знакомится с детками и воспитателем в присутствии мамы.
(Так воспитатель становится «знакомой», а не «чужой тетей».)
Как-нибудь мамочка (заранее договариваемся с воспитателем) просит ее немножко побыть с ребенком (ребенку мягко объясняется ситуация, что маме нужно в магазин быстренько сбегать), спрашиваем у ребенка, что ему купить? Мама уходит, оставляя ребенка на прогулке одного с группой и воспитателем, далее спрашиваем, какова была реакция ребенка.
Да, пусть ребенок с вами вечером обсудит, какую игрушку он хочет взять с собой в садик, чтобы познакомить ее со своими новыми ДРУЗЬЯМИ.
Не страшно, если ребенок будет ходить в сад со своей игрушкой – это кусочек домашней, родной обстановки.
Далее пробуем оставить ребенка до сна, а перед сном (сразу после обеда) забрать его.
Можно показать ребенку, что детки ложатся спать, показать спальню и его кроватку. Потом спросить, не хочет ли он попробовать поспать с детками, пока мамочка посидит на лавочке возле садика. (Воспитателю дать номер сотового и попросить позвонить, если ребенок будет плакать и паниковать).
Если в садике намечается утренник – это дополнительная стимуляция, моя дочь неделю бредила утренником и собиралась в садик по утрам, даже в выходной день.
В садик ведем ребенка с хорошим настроем, при ребенке никаких своих опасений не выссказываем (иногда ребенок просто находится рядом и его внимание кажется нам рассеянным, не обольщайтесь, маленький «гений» все слышит и понимает и уже рисует в своем воображении ужасные картинки). Наоборот, можно при нем «похвастаться» кому-либо, что малышу нравится садик, что ему там интересно и весело, что там хорошие воспитатели и много игрушек.
Постепенно доводим пребывание ребенка в садике до полного дня.
Я иногда «припугиваю», что если дочь будет плохо кушать, то не пойдет в садик, а будет дома сидеть, в то время, как другие детки будут веселиться и играть вместе.
Я заранее дала себе слово никогда не обманывать ребенка. Если пообещала забрать из садика раньше – значит забиру. Если нет возможности выполнить обещание, нужно вместо того, чтобы отрезать: «Нет и все», сказать: «Малыш, я сделаю все от меня зависящее, но обещать не могу. Но я очень постараюсь.
Еще, в начале, когда мое дитятко плакало, я спросила: «Как ты думаешь, почему я не могу остаться с тобой в садике? Мне здесь очень нравится, здесь игрушки, занятия интересные, детки, воспитатели хорошие! Но взрослых в садик не пускают, потому, что, если родителей пустить в садик, то мы (родители) не захотим ходить на работу, т.к. в садике лучше, а тогда некому будет зарабатывать денежку на всякие вкусности, новые красивые одежки и игрушки, потому, что мы, взрослые, все сядем в группе и будем играться, как детки.»
Ребенок, к удивлению, согласился.
Опять же, особо крикливых, любящих устроить маме феерические проводы, нужно какое-то время поводить в садик папам или другим родственникам. Эффект гарантирован.
Подумайте также, как ребенок остается с бабушкой, расставаясь надолго с мамой.
Вы же не следите за своей матерью или свекровью, не относитесь к ним подозрительно, не сомневаетесь в их компетенции?
А зачастую бабушка может и накричать и шлепнуть внучка. Но Вы же, исходя из этой вероятности, не настраиваете ребенка против бабушки?)))
В общем, все мы тут тетки со своими «премудростями» и своих деток знаем лучше. Каждый ребенок индивидуален. И подход должен быть к каждому индивидуальным, но обязательно мягким, оптимистичным и доброжелательным.
Поймите же родители! До 6 лет формируется характер ребенка. А вы на этот период отдаете его в руки малограмотных, часто с большими жизненными,и,следовательно,психологическими проблемами людей.У нас в педучилище шли сирые троечницы!Немецкие педагоги считают,что чем младше ребенок,тем более высококвалифицированным должен быть воспитатель.Детсады в их нынешнем виде порождение социалистической системы – им были нужны тупые винтики в механизме системы.У меня оба ребенка прекрасно обошлись без детского сада и внуков туда не отдам!!!
В дошкольной системе действительно нужно многое менять. Это условия подготовки специалистов, а также: материальные условия в самом учреждении, как ни банально звучит – повышать и повышать з/п воспитателям. Многие живут на деньги мужа или родителей, а если такой возможности нет, идут на более высокооплачиваемые должности (кстати, я тоже сейчас не работаю в садике), это весомый фактор. Очень хотелось бы обратить внимание властей как России, так и Украины (я из Киева) на детские сады. Я знаю многих удивительных, добрых, любящих воспитателей, которые готовы вкладывать, но они не могут прожить на з/п воспитателя, а также терпят пренебрежение со стороны начальства образования. Ведь кроме ответственности за жизнь, здоровье, развитие ребенка (перед ним и его родителем), воспитатель должен соответствовать своей квалификации (готовить материалы для работы с детьми, а также многую другую документацию), выполнять поручения заведующей, районо, в обязанности воспитателей включают также: уборку территории (особенно, если дворник отсутствует по тем или иным причинам), ремонт отдельных помещений или участие в ремонте, или организацию родителей для ремонта, многие выставочные материалы (просто для комиссии. Знаете, часто воспитатели сами покупают материалы для оформления группы, разных уголков, демонстрационные материалы (в саду чаще всего остались изображения только советских комбайнов, бойких пионеров в красных галстуках, дедушки Ленина). Поэтому очень важно сотрудничать с воспитателем. Поймите, это тоже люди, у них свои дети, которым они тоже иногда не успевают уделить достаточно внимания, потому что шьют одежки для кукол. В общем, пообщайтесь с воспитателем, поинтересуйтесь не только тем, что она должна вам и вашему ребенку, а чем вы можете помочь, как учавствовать в жизни ребенка, организовать родительский коммитет, или учавствовать в уже организованном, просто предложить свое участие. Поверьте, если воспитатель будет видеть, что вам не все равно, лишь бы ребенок спал, ел, хорошо себя вел, то обязательно поделиться тем, что происходит в ваше отсутствие, отметит не только замечания, но и успехи. Не нужно будет ждать у двери, чтобы убедиться, что плач ребенка игнорируют или наоборот, пытаются «успокоить» силовыми методами (это не лично к Вам, Татьяна, а вообще, основываясь на вышепрочитанных комментариях). Удачи! Воспитание ребенка – это труд! И многое зависит именно от нас, взрослых!
Кстати, я до сих пор занимаюсь с детками, потому что мне это очень нравиться (разве что не за деньги),а работаю в совершенно другой сфере, поэтому на многое из моего опыта воспитателя в садике могу смотреть объективно.
В результате – совершенно успешные во всех отношениях, уверенные в себе люди.Как можно ставить на одну чашу весов формирование характера и развитие ребенка на всю его оставшуюся жизнь и несколько лет, вылетающих из жизни мамочки? Все зависит от того,важно ли вам благополучие вашего ребенка или собственное? Учителя начальных классов наоборот считают, что домашние дети более адекватны, не говоря уж об общем развитии.А детсадовские дети уже приходят в школу с неумением слушать другого.Кроме крика они ничего не воспринимают.
Татьяна, характер ребенка начинает закладываться еще в утробе мамочки и завершает свое формирование годам к четырем-пяти.
Дальше – либо Вы успешно сломаете своего ребенка (как это делают многие родители), либо будете развивать его, не «переделывая по себя».
В детском саду работают не только со средним, но и с высшим образованием. У нас в группе оба воспитателя с ВУЗовским образованием, детские психологи.
Вы уверены в собственной компетенции, в том, что сумеете охватить все?
А в Садиках есть план занятий, составляемый каждую неделю, проверяемый Методистом.
Кроме того, Вы же не на все время отдаете ребенка в садик, но и проводите с ним вечера, выходные, праздники и отпуска. Неужели отдать его частной няньке с неизвестно каким вообще образованием, стажем (может она до вас на рынке продавщицей работала) и психическим состоянием, с неизвестно какой личной и интимной жизнью на целый день, без контроля (в отличие от садика, где постоянные проверки со стороны образовательных органов, санитарно-эпидемиологических, медицинские проверки персонала).
Вот няне я бы дите не доверила, такая и лупить будет и не кормить весь день и орать и издеваться, и Вы ничего не узнаете!
А бабушка, вероятнее всего накормит ребенка, спать положит, погуляет, но развивающими занятиями заниматься, причем охватывая все, что нужно ребенку… ну, бабушка должна быть в прошлом педагогом.
Кроме того, бабушкино воспитание губительно для ребенка тем, что одеваться/обуваться, убирать за собой, кушать самостоятельно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций ребенок научиться не сможет.
А каким он придет в 7 лет в школу к «садиковскому» коллективу, абсолютно домашний, привыкший к опеке. Ему будет очень сложно адаптироваться к коллективу, нагрузкам и внезапной самостоятельности. Лучше уж тогда хотя бы с 4-5 лет отдать в садик, чем совсем не отдавать, ребенку будет хоть как-то легче приучиться к школе.
Татьяна, на Ваш взгляд, что заканчивают учителя младших классов? То же педучилище! (Это для справки )
А в школе на детей не орут? А в школе нет вероятности получить по голове от учителя? Может не отдавать в школу? А там еще и одноклассники издеваться начнут, бить и унижать, лучше уж дома, с мамой и бабушкой!
И кого мы вырастем? Это благо, если ребенок – девочка, а если мальчик? :о
Большинство из нас ходило в садик, может кто-то и имел отрицательный опыт, но это – тоже ОПЫТ!
А отсутствие любого опыта, излишняя опека приводит к абсолютно необратимым изменениям в психо-эмоциональном, психо-сексуальном и социальном состоянии ребенка, он никогда не будет лидером, скорее, хорошим исполнителем, который всегда будет искать чей-то одобрительный взгляд, ведомым человеком.
Вам не приходило в голову, почему некоторые люди умеют преодолевать препятствия? Да потому, что они с этими препятствиями уже когда-то сталкивались!
<>
Даже смешно стало, с тех времен (социалистических) прошло уже около 18 лет, скорее детсады в их нынешнем виде – это порождение нынешней системы образования с ЕГ в конечном результате.
Наталья, спасибо вам за советы и вообще за ваши комментарии – очень позитивно и полезно. Я отдала дочку в сентябре в 2г и 2мес – три-четыре дня она немного плакала при расставании, а потом стала с радостью забегать в группу и показывать воспитательнице, какую она игрушку сегодня из дома принесла. С ними в садике занимаются – чтение, лепка, рисование(причем результаты трудов наших деток выставляются и родители могут посмотреть), а также физкультура, музыка, танцы. Если порисовать и полепить, почитать дома родители могут, то музыкой и танцами редко кто занимается. А дочка теперь дома поет песенки и просит чтоб похлопали. Не жалею, что отдала в садик, правда жалко по утрам будить – детки такие славные, когда спят.
А что касается болячек, то этого не избежать – должны «переболеть» садиковский микроклимат. В основной массе это сопли и кашель(от них же), а не бронхиты и пневмонии. А сезонной ОРВИ даже дома избежать не удастся.
Александр, отличная статья! Но читаю и задаюсь вопросом: ну почему эти такие очевидные вещи не понимает не только абсолютное большенство родителей, но и психологов, педагогов. О том, что жизнь вне дома и семьи в дошкольном возрасте – это зло для ребенка, не говорить, а кричать надо. Профессионалы, публикуйте результаты современных исследований! Страшно, что куда-то «отдавать» ребенка – это норма, а воспитание собственными родителями что-то невероятно редкое, вызывающее недоумение и сочувствие к «неполноценности» малыша. Отчего слезы ребенка не принято брать в расчет? Взрослым мы сочувствуем, а детей, пользуясь собственной властью, заставляем смиряться…
Кроме Вас, Александр, среди специалистов такое же отношение к детским дошкольным заведениям встречала лишь у С.Биддалфа и М.Озеровой. Печально…
Svitlana
Спасибо, буду стараться. В том числе для этого мы и создали Ассоциацию детских психологов http://ligadeti.ru
А исследования есть, в том числе на этом сайте, достаточно в поиске по меткам выбрать «деткий сад». Только проблема в том, что некоторые (к счастью далеко не все) настолько увязли в привычных и распространенных мифах, что не воспринимают даже факты. Человеку свойственно искажать реальность, если она противоречит его желаниям или привычным убеждениям. Это явление давно известно и хорошо изучено.
Полностью согласна с автором статьи. Мой ребенок ходил в садик с 2,5 до 3 лет. Каждый месяц был бронхит. Ребенок не мог есть то, что дают в садике, не давали пить обычной воды, сколько я не просила (свою в бутылках приносить нельзя) – в итоге забирала ребенка с головокружением от голода и потрескавшимися губами от жажды. Сказал: «Няня била по писе за то, что написял мимо горшка» – ругаться было бесполезно, это при том, что я этой няне носила конфеты. Детский сад – это издевательство над ребенком. Работать можно и на дому.
Ходили как-то в гости к родственнице, она воспитатель в садике. Ребенок начал бегать. Она говорит: «Надо сделать ему массаж стопы, как мы в садике делаем». Понажимала на точки на стопе и сын стал отрешенным и задумчивым. Кошмар!
Если попытаться привести к общему знаменателю все вышеизложенное… Лучше всего отдавать ребенка в садик ближе к 4 годам. Если сад плохой, забирать обязательно. Альтернативный саду вариант – группы эстетического воспитания + занятия и игры (обязательно!) дома. Отсюда – необходимость уделять ребенку много внимания с обязательным условием делать его «жизнь дома» интересной и счастливой (но не беспроблемной и беззаботной, естественно). Дома растить не эгоиста, а человека, который заботится и думает о других – это возможно! Очень чуткое отношение к индивидуальности ребенка – ни в коем случае не водить и не держать дома СИЛОЙ. И так далее… Иными словами, очень постараться найти ту самую «золотую середину». О себе:я – бабушка внука, которого намерены отдать в детсад.
Ирина
Спасибо, очень точно и верно сказано
Со статьей в целом согласна. В полтора года отдала дочь в детский сад, потому что родственники считали, что дома сидят только лентяи, а нормальные люди должны работать! Ходили в садик до двух с небольшим лет, все время дочь болела, до садика был совершенно неболезненный ребенок, до года ни разу не болела!Хотя сильно при расставании не плакала, воспитатели мне нравились… Из-за постоянных болезней ходить перестали, все равно работать не получалось… До четырех с половиной лет сидела с дочкой дома. Скучно мне не было, да и ей тоже! Школы развития, танцы, бассейн и т.д. Но работать надо все равно, жизнь такая. Как только появилась возможность оставлять дочку с бабушкой (в 4 с половиной), так и поступила. Маме своей на 100% доверяю, спокойна, когда дочка с ней. Сказать, что ребенок необщительный точно нельзя!!!
Очень хорошая статья, спасибо! Ирина выше хорошо все написала, но главное любить своего ребенка,желать ему добра, здоровья и благополучия в жизни.
А в раннем возрасте детский сад – большой стресс для ребенка, на фоне чего и болячки липнут, да и воспитателей-профессионалов, которые бы любили свою работу, очень мало, к сожалению.
По своему личному опыту знаю, как НЕдоглядывают за детьми воспитатели. Хоть и маленький, но шрам на лице у меня остался на всю жизнь.
Мне статья понравилась.Но вот мы ходим в детский сад с трех лет и первый год отходили более менее,но вот в чем проблема в этом году успели поболеть целых три недели дома и что, моего ребенка как бут то подменили и я незнаю в чем проблема.Перестала кушать,плачет без всякого повода(эмоциональна),вызывает рвоту.Спрашиваю в чем проблеммы молчит.Она очень нежная у меня. Да нам 4года.Может кто чего посоветует в такой ситуации что делать??