Как я и обещал, сегодня расскажу вам об основных этапах процесса адаптации приёмных детей в семье. Очевидено, что у каждого ребёнка адаптация проходит по-разному. Определяющими факторами в этом процессе являются возраст и основные черты характера приёмного ребёнка.
Для того чтобы ребёнок при первом же знакомстве с вашим домом, почувствовал себя уютно и захотел бы там жить, вам нужно приложить для этого определённые усилия. Главное, о чём вам стоит побеспокоиться, – это исключить всевозможные отталкивающие факторы, такие как специфический запах в квартире, резкие звуки (домофон, телефонные звонки), домашние животные, к которым ребёнок не привык и которые могут вызвать у него опаску. Постарайтесь создать тёплую приветливую атмосферу для вашего нового члена семьи.
Согласно исследованиям детских психологов, процесс адаптации ребёнка на новом месте, включает в себя несколько стадий.
1. Знакомство (или Медовый месяц)
На этом этапе отмечается взаимное выражение привязанности друг к другу. Родители окружают малыша заботой и вниманием, выплёскивая на него всю свою нереализованную потребность в родительской любви, а ребёнок в свою очередь, получает громадное удовольствие от столь необычных для него ощущений. Жизнь в кругу семьи представляется для него в радужном свете, и ему в радость выполнять те или иные просьбы и поручение своих приёмных родителей.
Важно помнить, что для ребёнка в этот момент начинается совершенно новая жизнь – ему сложно запомнить всех по именам. Вот почему он может неоднократно задавать вам одни и те же вопросы или называть вас другим именем. И вас это не должно огорчать – поставьте себя на его место и отнеситесь с пониманием к такому явлению. Ребёнок не может запомнить всё и сразу – его головной мозг перегружен новой информацией, что вызывает путаницу на начальном периоде адаптации. К тому же, ребёнку очень важно общение с вами, его новыми родителями, чтобы преисполниться ощущением того, что теперь вы – одна семья. Спрашивая вас о чём-либо снова и снова, он тем самым пытается привлечь к себе ваше внимание, которое необходимо ему, как воздух.
В такие моменты дети могут неожиданно вспомнить о своих кровных родителях, поделиться с вами некоторыми эпизодами из своей жизни.
2. Возврат в прошлое (или Регрессия)
На смену эйфории приходит длительный процесс привыкания родителей и приёмного ребёнка друг к другу. Привыкший к детдомовскому окружению, ребёнок начинает понимать, что семья – это новый вид отношений с другими людьми, новая модель поведения, которой ему предстоит овладеть.
И если на первых порах он беспрекословно подчинялся новым правилам, то теперь об абсолютном послушании вам придётся забыть. Освоившись, ребёнок начинает вести себя так, как привык до того, как стал членом вашей семьи. На этой стадии детскими психологами отмечаются такие симптомы, как: неопрятность, чувство зависимости или беспомощности, неприязнь ко всему новому, повышенная озабоченность состоянием своего здоровья, раздражительность, злость, повышенная чувствительность и даже депрессивное состояние. Именно в этот период даёт о себе знать психологическая несовместимость темпераментов, черт характера и ценностей приёмных родителей и усыновлённого ими ребёнка.
Наблюдается процесс регрессии в поведении ребёнка. Он начинает вести себя несоответствующе своему возрасту: капризничает, становится агрессивным и чересчур требовательным. Психологическая травма, которую ребёнок, возможно, испытал при разрыве со своими родными родителями зачастую приводит к тому, что ребёнок будет чувствовать себя покинутым и одиноким. У некоторых детей возникает желание уйти из дома. В такие непростые минуты лучшим лекарством для ребёнка послужит ваша искренняя забота и какой-нибудь приятный сюрприз, будь-то новая игрушка, его любимое блюдо или новый предмет гардероба.
Конечно, такое поведение со стороны ребёнка может не только насторожить, но и разочаровать новоиспечённых родителей, что зачастую приводит к поспешным выводам. «Наверное, ущербная наследственность даёт о себе знать, тут ничего не поделаешь», «Мы к нему со всей душой, а он такой неблагодарный» – вот типичная реакция усыновителей на регрессивное поведение ребёнка.
На самом деле, многие недостатки и особенности поведения ребёнка вызваны не его наследственностью, а социальной запущенностью, которая накладывает отпечаток на общий процесс его развития. Такие дефекты, как рассеянность, плохая память, повышенная возбудимость или чрезмерная инертность, исчезнут бесследно, если вы примете самое непосредственное и живое участие в процессе его социализации.
Возможно, вам стоит обратиться к психологу или же обсудить ваши проблемы с другими усыновителями, чтобы совместными усилиями разобраться в данной ситуации.
Главный показатель, говорящий о благополучном исходе этого периода адаптации, является изменение внешнего облика ребенка: взгляд становится более выразительным и живым, всё чаще и чаще лицо ребёнка светится улыбкой – он словно заново рождается и его сердце преисполняется теплотой и отзывчивостью по отношению к вам.
3. Привыкание (или Медленное восстановление)
На этом этапе ребёнок испытывает потребность в общении со взрослыми. И если раньше ему было уютно в обществе своих сверстников, то теперь он тянется к более взрослому окружению. Наступает разрядка – ребёнок начинает делиться со взрослыми своими проблемами и желаниями, ведёт себя непринуждённо – так, как ведут себя дети со своими кровными родителями. Воспоминания о прошлой жизни остаются позади, не вызывают напряжённости в отношениях, а поведение ребёнка становится адекватным ситуации.
Что любопытно, процесс восстановления сопровождается изменениями во внешности ребёнка, который становится более эмоциональным, раскрепощённым, – словом, меняется в лице. Такие изменения и есть лучшее проявление благодарности со стороны усыновлённого ребёнка по отношению к своим приёмным родителям, которые стали для него родными в душе.
Если ребёнку комфортно в вашем обществе, он всё реже и реже возвращаться в своих разговорах к воспоминаниям из прошлой жизни. Когда ребёнок ощущает себя полноценным членом семьи, а отношение родителей к нему проникнуто любовью и добротой, у него возникает крепкая привязанность к ним и ответные чувства.
Родители и их усыновлённый ребёнок становятся самыми близкими и дорогими друг другу людьми при условии, что родители не подвержены страху перед дурной наследственностью ребёнка, реагируя адекватно на происходящие в процессе его развития возрастные изменения. Детский психолог DoctorPapa © 2009 Кузнецов А.В. СДВГ и телевидение. Консультация детского психолога.
Александр, замечательная и очень полезная статья, как и весь Ваш сайт…спасибо Вам…а как решается проблема, если уже есть свой малыш, а хочу усыновить ребенка (не знаю почему: или из-за страха рожать снова, или из-за потребности сделать что-то в этой жизни хорошее)…в любом случае беспокоит отношение уже имеющегося сына к приемному ребенку(скорее девочка)…какие побводные камни?