педиатр и детский психолог - консультации и развивающие методики

Мой подарок вам

Веселая книжка о воспитании бесплатно ...
В - онлайн консультация не выходя из дома кликни ...

Разрешить ли однополые браки?

!----!----!----!----!

Секундочку ... Секундочку ...
Записаться на прием

Запись на прием

Ваше Избранное

Расскажите знакомым

Поставьте ссылку на сайт

Вы кликаете – мы растем

FavoriteLoadingДобавить в Избранное Отправить другу Отправить другу

Как понять подростка: начнем с физиологии

Примерно с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков начинается новый, непростой этап развития – “переходный возраст”, внешне проявляющийся активным ростом и, как правило, ухудшением характера. Разумеется, в основе этих внешних проявлений лежат сложные внутренние процессы. Под воздействием эндокринной и нервной систем  происходит перестройка детского организма, его стремительное развитие и взросление.

Физиологическое созревание часто идет неравномерно, порой превращая милое дитя в гадкого утенка. У ребенка  нарушаются пропорции фигуры, чрезмерно быстро растут конечности, движения становятся угловатыми, а походка неуклюжей. Часто появляются высыпания на коже.

Хорошо известно, что вступающие в подростковый период 11-летние девочки обычно опережают своих сверстников-мальчиков в росте и весе. В течение последующих года-двух эта разница становится еще больше и в 12 лет девочки, в среднем, выше мальчиков на 3,1 см и тяжелее на 2,9 кг, а окружность груди у них больше на 4,5 см …

К 14 годам ситуация меняется на противоположную: мальчики вырываются вперед по всем параметрам.  Объясняется такая разница в темпах развития тем, что у девочек отроческий возраст наступает раньше и пубертатный скачек роста приходится на период от 10,5 до 13, в то время, как у мальчиков максимально ускоренный рост наблюдается с 12,5 до 15 лет.

Вес тела у девушек к 16-17 годам увеличивается в среднем на 25 кг, рост – на 28 см, окружность груди – на 18 см. Юноши, соответственно,  к 18-19 годам “тяжелеют” на 34 кг, вырастают на 35 см и грудная клетка у них увеличивается в обхвате на 35 см. Процесс интенсивного роста  сопровождается окостенением скелета и окончательным формированием пропорций тела.

Параллельно с бурным ростом происходит и перестройка в мировоззрении подростков. В этот период закладывается характер, определяются наклонности, совершенствуются умственные способности. Становление личности не всегда идет гладко – часто, чтобы самоутвердиться, подросток готов действовать вопреки семейному и общественному укладам, и даже вопреки собственным интересам («На зло маме отморожу себе уши»).

Долговязый, с пробивающимися усиками и ломаным голосом юноша, или нескладная, с недоразвитыми женскими формами девушка уже не чувствуют себя детьми, но и войти в мир взрослых они еще не готовы. Стоит ли удивляться, что подростки становятся порой нервными и конфликтными. Изменения гормонального фона организма так называемая “гормональная буря”, вызывают трудноуправляемые эмоциональные всплески и дисбаланс в темпах физического и духовного развития.

Медицинское название – пубертатный возраст, происходит от латинского pubertatis – возмужалость, половая зрелость. В 12,5-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков начинается полове созревание. Железы внутренней секреции переходят на другой, ”повышенный” уровень работы. Помимо первичных половых признаков, у детей появляются вторичные – развитие и рост половых органов, поллюции у мальчиков, менструации у девочек.

Сексуальные изменения в строении организма отражаются и на поведении. С одной стороны, многих ”тинэйджеров” посещает первая романтическая влюбленность, а с другой – их одолевают свойственные этому возрасту обострившиеся эротические желания. Подростки в этот период отличаются эмоциональной неустойчивостью, ранимостью, часто делают глупости. В это время для них как никогда важно ненавязчивое, деликатное, дружелюбное внимание со стороны родителей.

Созревание организма ребенка – очень сложный процесс, он требует постоянного контроля со стороны взрослых. Важно не пропустить какого либо сбоя, отклонения от нормы, и, при необходимости, обратится к специалисту. Например, патологическим считается слишком раннее – до 7-10 лет – появление вторичных половых признаков. При таком развитии событий необходимо показать ребенка врачу. Задержка полового созревания, когда вторичные половые признаки не появились до 15-16 лет – тоже повод пообщаться доктором.

В случае, если явных нарушений в течении пубертатного периода не наблюдается, но возник какой-либо повод для беспокойства, не сомневайтесь, обратитесь к специалисту. Не беда, если тревога окажется ложной – в этом случае лучше «перебдеть».

С наступлением половой зрелости завершается и анатомическое развитие нервной системы. Возрастают интеллектуальные способности подростков, становится более логичным мышление, обостряется наблюдательность и воображение. В норме, эти изменения приходятся на период обучения в старших классах. Как раз, когда учебная нагрузка достигает своего пика и многие подростки переходят к малоподвижному образу жизни. Старшие школьники, отсидев за партой 7-8 уроков, перебираются домой за письменный стол, где проводят еще несколько часов.

Однако чем дольше человек безотрывно сидит за учебником, тем менее продуктивна его деятельность. Наступает переутомление, и ребенок приходит в состояние, не раз пережитое каждым из нас: глаза устремлены в книгу, а мозг как бы отключился, и, оторвав взгляд от страницы, мы не можем вспомнить ни слова из того, что прочитали.

Перерыв между занятиями в школе и дома у трети старшеклассников составляет не более полутора часов. Естественно, полноценно отдохнуть за такое время невозможно. На приготовление домашнего задания 28,4% учащихся затрачивают около 3 часов, 12,8% – более четырех часов, 4,4% – свыше 5 часов. При этом 73,7% ребят не делают перерывов на отдых, а 51% – вообще практически не бывает на свежем воздухе. Покончив, наконец, с уроками, они перемещаются за компьютер или телевизор, где и проводят остаток дня. У 37,3% подростков такое времяпровождение занимает полтора часа, у 19,4% – два часа, а 7,2 % проводят за компьютером более трех часов. И эти цифры постоянно растут. При  таком образе жизни времени на занятия спортом просто не остается, а это – верный путь к гиподинамии, снижению тонуса кровеносных сосудов, с отдаленными последствиями в виде сердечно-сосудистых заболеваний (как известно, в «рейтинге» причин смерти человека они занимают почетное первое место).

Тут нам – родителям – следует помнить, что лучший отдых – это смена деятельности, и старайтесь обеспечить своему ребенку нормальный режим дня, где нашлось бы время и учебе, и прогулкам, и занятиям спортом. Если с подростком есть контакт, с этим не будет проблем, если нет – начните с его налаживания. Первый шаг к этому – искренне стремление понять ребенка и интересоваться его мнением и жизнью, максимально воздерживаясь от принуждений и упреков.

В сердечно-сосудистой системе подростков происходят важные изменения. Сердечная мышца в промежутке между 10 и 16 годами ребенка увеличивается в объеме в 2,4 раза, становится мощнее, удваивается в весе. Количество выбрасываемой за одно сокращение крови увеличивается у мальчиков от 9 до 17 лет с 37 до 70 мл, а у девочек – с 35 до 60 мл – почти в 2 раза.

Пульс в состоянии покоя, наоборот, замедляется: если у 15-летних мальчиков сердце сокращается 70 раз в минуту, то к 18-ти годам эта цифра составляет 62 удара. У девочек, соответственно, 72 удара в 15 лет и 70 – в 18. Такая частота сердцебиения соответствует норме взрослого человека. Это – средние показатели. В каждом конкретном случае темп развития индивидуален. Бывает, что у 15-летней развитой девочки сердечно-сосудистая система функционирует как у взрослой женщины, в то время как у ее отстающей в росте сверстницы характер работы сердца соответствует таковому у младших школьниц. Аналогичный разброс наблюдается и у мальчиков. В большинстве случаев, все это – варианты нормы, но если отклонения от среднего очень велики – к врачу.

Увеличение веса и мощности сердечной мышцы может спровоцировать повышение артериального давления, так как просвет сосудов еще не пришел в соответствие с увеличившимся объемом проходящей через них крови. Чаще всего это явление временное и проходит с завершением пубертатного периода.

В это же время стремительно растут кости и увеличивается масса скелетной мускулатуры подростка, а следовательно, и мышечная сила. К примеру, если 10-летние мальчики выжимают на кистевом силомере 16 кг, то в 15 лет этот показатель в среднем достигает 35 кг. К 15 годам у юношей и несколько раньше у девушек мышечная сила достигает максимума, а непропорциональность фигуры и угловатость в движениях начинают сходить на нет.

Стремительный рост костей и мышц и развитие сердечно-сосудистой системы не всегда идет в унисон с темпами роста тела. Попросту, вес сердца не соответствует весу человека. Это вызывает жалобы на слабость, быструю утомляемость и даже склонность к обморокам у некоторых, чаще – у рослых юношей и девушек. В таком случае было бы ошибкой со стороны взрослых стремиться оградить детей от физических нагрузок. Наоборот, умеренная физическая активность, подвижный образ жизни – отличный рецепт для достижения соответствия между возросшими потребностями организма и возможностями системы кровообращения. Причем нагрузок, получаемых на уроках физкультуры, для этого явно недостаточно. В запущенных случаях, когда подростки, опасаясь выглядеть неловкими и слабыми, совсем уклоняются от спортивных мероприятий, может сформироваться ”капельное”, так и не достигшее нормальных размеров сердце.

Еще одна настораживающая особенность подросткового периода  – нарушение сердечного ритма. Дело в том, что, перестраивая организм в целом, нервная и эндокринная система как же попутно развиваются. Это вызывает нарушение регуляции работы сердца, а именно – внезапные учащения или замедления сердцебиения. В норме такие расстройства проходят сами собой. При появлении случаев резких скачков давления, или аритмии, следует выяснить их причину. Возможно, это признаки какого-то хронического заболевания. Часто причиной сбоев в работе сердца служат такие, казалось бы, не опасные болезни, как хронический тонзиллит, гайморит или банальный кариес.

Вы наверное уже наслышаны об акселерации – явлении ускорения созревания детей, которое наблюдается в последние примерно сто лет. Статистика показывает, что в России, США и ряде европейских стран возраст пубертатного скачка роста стал наступать раньше. Ростовые процессы у современных подростков идут быстрее, чем у их сверстников сто лет назад. Если в 1900-х годах рост и пропорции тела стабилизировались к 20-22 годам у девушек и 22-25 годам у юношей, то нынешняя молодежь ”созревает”, соответственно, к 16-17 и 18-19 годам. Так, современные 14-летние мальчики опережают своих дедушек, когда те были такого же возраста, в среднем на 16,2 см по росту и на 16,9 кг по весу.

Девочки же обогнали своих сверстниц 20-х годов прошлого века, соответственно, на 14,2 см и 12,3 кг. При этом среди наших и без того ”укрупнившихся” детишек еще выделяются свои лидеры, опередившие в развитии общую массу. Разумеется, все особенности подросткового периода свойственны и им, зачастую даже в более выраженной форме. Это порождает дополнительные трудности. Поскольку внешне эти подростки по росту и силе подчас превосходят взрослых людей, может показаться, что им под силу неограниченные физические и умственные нагрузки. Однако фактически их нервная, эндокринная, опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы еще проходят процесс формирования. И этот процесс сам по себе требует большого количества энергии, практически не оставляя никаких резервов. Порой подросткам самим кажется, что они располагают ”избытком силы”, но не стоит поощрять эту самоуверенность. Разумно рассчитанные упражнения – и для ума, и для тела – в данном случае принесут пользу, чрезмерные же могут непоправимо навредить. Чем быстрее рост и стремительнее перемены в организме – тем большую нагрузку он испытывает.

Акселерация усугубляет извечный конфликт отцов и детей. Ускоренное физическое созревание порождает у юнцов иллюзию полной готовности к взрослой жизни. Физиологически они уже действительно могут стать родителями, а фактически еще не способны ни выстроить гармоничные отношения, ни содержать семью (правда, как показывает статистика и мой личный опыт, этого не умеет и добрая половина взрослых). Находиться в родительском доме на положении ребенка эти физически и психически сформированные юноши и девушки уже не хотят. Наставления родителей невыносимы для их самолюбия, а жить самостоятельно пока нет возможности. В этот период между родителями и детьми часто возникают отчуждение и неприязнь. Входя в конфликт с родными, идя на поводу у сверстников, испытывая не находящую выхода сексуальную напряженность, подросток способен на необдуманные поступки.

Что же требуется в такой ситуации от нас с вами? Терпение, любовь и понимание – возможно это звучит банально, но это главное. Вспомните себя в его возрасте, простите, поймите и примите свое строптивое чадо. Поощряйте его спортивные увлечения, стимулируйте интерес к учебе, вовлекайте в домашние хлопоты, оставив принуждение и обвинения, действуя личным примером и в созидательном духе – с юмором и доброжелательностью. Будьте тверды в целях, но гибки в подходах. Если ваши методы не работают – читайте другие статьи о подростках на нашем сайте и пробуйте.

А главное – не забывайте давать понять и почувствовать своему взрослеющему ребенку, что вы всегда, при любых обстоятельствах, на его стороне, что вы любите и будете его любить таким, каков он есть, даже если вы не согласны с его поведением. Любите его самого, тогда он будет с вами, а вся ненужная «шелуха» отпадет сама собой. Как говорил Дон Карлионэ – это трудно, но не невозможно.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Смотрите также:

Подпишись на новые статьи по e-mail:

Прокомментировать

 

 

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

Анти-спам тест:

детский психолог консультации

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку
Copyright © 2009-2010 психолог, детский психолог и психотерапевт Александр Кузнецов. All Rights Reserved